02. О.А.ХРУЛЬКЕВИЧ. Памяти Петра Александровича ГРИТЧИНА

Хрулькевич Олег Антонович Начальник Технического отдела В/О "Трактороэкспорт"
Хрулькевич Олег Антонович
Начальник Технического отдела В/О «Трактороэкспорт»

Олег Антонович Хрулькевич 

Читателям представляются воспоминания бывшего сотрудника  Министерства внешней торговли СССР  Олега Антоновича Хрулькевича. После окончания института в Москве он был направлен на строительство Минского тракторного завода. Через месяц был назначен начальником Дизельной лаборатории.  В качестве  представителя завода и внешнеторговых объединений Министерства внешней торговли СССР  работал длительное время в Индии и Египте, помогая «выстоять» советским тракторам против нападок недобросовестных конкурентов. Обучал местных специалистов правилам агрегатирования, технического обслуживания и ремонта тракторов. После перевода в В/О «Трактороэкспорт» 32 года работал в Объединении, в т.ч. начальником Технического отдела, который играл важную роль в модернизации советской техники и её адаптации к требованиям внешнего рынка. Олег Антонович много лет находился на загранработе — в Торгпредстве СССР в Индии,  в Египте, генеральным директором смешанных фирм во Франции и Финляндии. С 1996 года работал в Федеральном центре исследований и испытаний машиностроения.

 

Памяти Петра Александровича ГРИТЧИНА (Воспоминания)

  1. Экспорт машинотехнической продукции  
  2. Из истории  создания В/О «Автоэкспорт» и В/О«Трактороэкспорт»
  3. Первые шаги на зарубежных рынках. В/О «Автоэкспорт»
  4. О развитии торгово-экономических отношений с Индией 
  5. Работа в ФРГ (отдельные стороны)  
  6. Совместная работа в В/О «Трактороэкспорт» 
  7. О продвижении дорожно-строительной техники (эпизод) 
  8. Этот тернистый путь на внешний рынок 
  9. Спасение Кисловодска и драгоценные подарок Пятигорску
  10.   Человеческие проблемы (эпизод) 
  11. «Небраска» — дорога войны и трубка дружбы

Часть I. Экспорт машинотехнической продукции  

 На Трафальгарской площади в Лондоне  сразу после Первой мировой войны был лозунг: «Или экспорт поднимается, или Британия падает…».

Это прекрасно понимало и руководство СССР, и после войны были предприняты меры по организации экспорта, прежде всего, в  демократические страны (впоследствии их называли – социалистическими странами) – в противовес «Плану Маршалла» влезть в экономику этих стран.

Тракторы, сельскохозяйственные и дорожно-строительные машины были ударной армией  в борьбе за влияние на экономику и идеологию этих стран – голодных союзников и друзей не бывает.

В 1951 г.  была организована специальная закрытая выставка автомобилей, в результате которой были проданы «партии» в 5 статуэток с медведями с капота  ЯАЗ и 10 статуэток зубров с капота МАЗ – прекрасно отделанных, хромированных, на дубовых подставках. И всё стало ясно – в очередь за советскими автомобилями капиталисты из европейских и американских стран не встанут.

Впоследствии с связи с указанием Н.С.Хрущева о развитии экономических  связей было предложено развивать экспорт автомобилей,  тракторов, сельскохозяйственных  и дорожно-строительных машин, авиатехники, станков, радиотехники и оптики, запчастей и оборудования для ухода и ремонта. Был определен и вектор – развивающиеся страны, а это – в основном, тропики и страны с сухим  и пустынным климатом, с особыми требованиями к технике, к которым в странах — традиционных экспортерах относятся весьма внимательно.  В США, Германии, Швеции и Англии работали специальные научные центры.

В США, Англии,  Германии были приняты и директивные меры. Так, в США Госдепом был установлен план для тракторов и с/х машин: фирмы должны были поставлять на экспорт 4% от общего объема производства. Посольства США в развивающихся странах энергично и находчиво штурмовали рынки, банки давали кредиты, подкупались госчиновники в госучреждениях стран пребывания, священники пропагандировали  эти товары. ЦРУ настойчиво, энергично помогало этому процессу.

В США была создана специальная организация – «Корпус мира». По информации друга – индийского инженера из Аджмира —  проповедник из этой организации  в районе г. Индар-Сити (Индия), сняв рясу, с фотоаппаратом и линейкой облазил трактор «Сталинец-80» и высверлил образцы стружки материалов трактора и скрепера.

Благодаря энергичным мерам, принятым МВТ СССР, и затратам на маркетинг, в СССР была создана специальная комиссия под эгидой Комитета по науке и техники (в то время – Гостехника) под руководством гениального академика И.И.Артоболевского, выразительный скульптурный бюст которого по сей день украшает улицу Горького (ныне – Тверская). Специалистам заводов были выданы стальные пластины, окрашенные  опытными образцами краски – для испытаний в странах с влажным тропическим климатом.

Часть II. Из истории  создания В/О «Автоэкспорт» и В/О«Трактороэкспорт»  

В связи с заказами на тракторы в январе 1954 года из Аргентины Директор МТЗ А.М.Тарасов пригласил председателя В/О«Технопромимпорт»  (одного из ключевых внешнеторговых объединений СССР)  легендарного  В.А.Кленцова, которого он знал ранее по опыту работы на МЗМА «КИМ».

В номенклатуре В/О«Технопромимпорт»  была широкая гамма товаров — тракторы, дорожно-строительные машины, электроника,  авиационные изделия, автомобили, бытовая техника – холодильники, печи и многое другое.

Александр Михайлович Тарасов, по опыту работы на АТЗ, МЗМА, Куйбышевском заводе электрооборудования, считал, что тракторы и сельхозмашины,  как минимум, а также  дорожно-строительные машины, должны быть в едином объединении.  Ведь при организации продаж тракторов и другой техники важнейшим фактором является техническое обслуживание, и здесь вектор усилий  диаметрально противоположен – если владелец автомобиля едет на ремонт и техобслуживание к дилеру, то при техобслуживании трактора механик дилера с «летучкой» едет к фермеру. Да и уговаривать  купить трактор надо тоже ехать к нему, фермеру.

Он сказал, что МТЗ будет обращаться по этому вопросу в правительство, «а то Вы, Влас Андреевич (Кленцов – ред.), вроде общевойскового начальника, а надо, чтобы Вы были маршалом «тракторных зарубежных войск».

Посмеявшись, В.А.Кленцов сказал, что поддержит это предложение. Но автомобилисты оказались «быстроходнее», ловчее, и новое объединение стало называться «Автоэкспорт»  —  с приоритетом автомобилям. Но борьба за «Трактороэкспорт» продолжалась.

В Финляндии по репарациям СССР достался завод по производству арматуры для отопления – радиаторов и пр. техники, который сначала хотели ликвидировать. Тогда В.Г.Черкасов, талантливый инженер и организатор торговли, выпускник МАМИ и специалист-автомобилист,  работавший в Торгпредстве в Финляндии, предложил создать на его основе советскую фирму.

Но этот вопрос долго не решался, в после решения работа шла вяло… Вспомнили, что в связи с критикой китайских коммунистов об эксплуатации рабочего класса в Англии и Франции, были ликвидированы  старинные русские фирмы «RusOil», «RusWood» и «RusBoua», ибо троцкисты могут организовать забастовки на советской фирме; или что вследствие несчастного случая могут быть введены санкции против СССР…. и ещё 101 страх и ужас.

В противовес говорилось, что пора начинать торговать машинами напрямую, что торговля машинами развивает мозги у экспортёра, повышает его технический уровень, даёт возможность советским специалистам напрямую общаться с коллегами из инофирм и наглядно демонстрировать преимущества советского строя. Дискуссия шла, а проблема не решалась…

С  приходом в В/О «Автоэкспорт» П.А.Гритчина работа резко активизировалась. В стране-импортере была создана сеть дилеров, потрачены деньги из бюджета СССР для строительства фирмы. Забегая вперед, отметим, что  в Финляндию продавалось  потом до 16.000 автомобилей «Волга», «Москвич», «Запорожец», МАЗ, КРАЗ в год.

Часть III. Первые шаги на зарубежных рынках. В/О «Автоэкспорт»  

После грандиозного прорыва – визита Н.С.Хрущева и Н.А.Булганина в Индию,  Бирму и Афганистан – усилилось  противодействие империалистических организаций действиям по расширению экономических связей  СССР с этими странами. Многочисленные «советники» клеветали на советскую технику, дело доходило даже до диверсий.

Отделение Торгпредства СССР в Индии, находившееся  в г. Калькутте,  со всех сторон «облепили» представители западноевропейских и американской разведок, напротив здания Отделения  – Консульство США. В магазине напротив оказался продавец, понимавший по-русски, у ворот – продавец семечек, и тоже с русским языком.

В этих условиях, пока не оснастили специальную переговорную комнату,  начальник Калькуттского отделения, заместитель Торгпреда СССР в  Индии Н.И.Васильев приглашал нас на прогулку в парк у замечательного музея «Виктория Мемориал», располагавшим самой большой картиной Верещагина «Въезд короля Великобритании в Индию». Там,  в парке и в музее он и информировал нас  о важных секретных новостях, полученных по шифрпереписке. Так, обсуждая картину, краски, прерываясь для новостей, он сообщил об организации нового  внешнеторгового объединения – «Автоэкспорт» — и назначении председателем П.А.Гритчина. Н.И.Васильев, заместитель начальника Закупочной комиссии в США во время войны,  потом заместитель Торгпреда в Англии, торгпред в Австрии и  Швейцарии, с уважением рассказал о биографии Петра Александровича – производственник, успешный организатор, настойчивый и твердый в переговорах внешторговец.

По возвращении из Индии я доложил председателю В/О «Автоэкспорт» П.А.Гритчину о состоянии дел по продажам техники и работы с запчастями по тракторам.  Петр Александрович вызвал директора конторы (так назывались в ту пору подразделения, которые впоследствии переименовали  в «фирмы») и Д.А.Слуцкого, работника конторы, который был в Бирме и Индии. Он выразил недоумение по поводу того, что тот ему  не доложил об острой ситуации с запчастями в Индии, прохладном отношении  к наиважнейшему вопросу – запчастям, ибо  в течение пяти месяцев после возвращения Д.А.Слуцкого из командировки было сделано мало. При мне П.А.Гритчин дал указание немедленно командировать на Минский тракторный завод (МТЗ)  представителя конторы  вместе с директором и не возвращаться, пока не будут отгружены все запчасти  —  «до последнего болта».

Петр Александрович позвонил в Управление,  высказал неудовлетворение по поводу решений этого подразделения, и я  доложил вопрос заместителю Министра внешней торговли СССР М.Р.Кузьмину, как об этом просил торгпред в Индии В.П.Мигунов, и передал его записку. В результате, заместитель Начальника Управления Б.М.Гордеев (впоследствии – заместитель Министра и Герой социалистического труда) получил выговор, и со свойственной ему энергией и талантом включился в решение проблемы запчастей. Эта проблема была не только экономической, но и политической, т.к. западная пропаганда использовала тезис  о том, что «Советы не будут поставлять запчасти, чтобы бороться с капиталистическими фермерами».

В результате, запчасти были отгружены, наиболее острый дефицит был ликвидирован.

Этот урок  изменил отношение к запчастям – председатель Объединения П.А.Гритчин  в качестве приоритетного  вопроса рассматривал состояние поставок запчастей.

Указание заместителя Министра внешней торговли СССР Николая Николаевича Смелякова о создании конторы по поставке запчастей стало законом в Объединении —  в первую очередь, запчасти; с этого начиналось подписание контрактов с инофирмами, которые не торопились «омертвлять капитал».

После отъезда П.А.Гритчина  на работу в ФРГ, его сменил какой-то бесцветный человек, оставивший память только тем, что все время менял цветастые галстуки, как и другой, описанный Н.Н.Смеляковым в одной из своих книг.

Единственно, спасали положение оставшиеся в Объединении  воспитанные П.А.Гритчиным заместители – Б.М.Кутырев и Е.Н.Ксенофонтов, которые помогали «заводчанам» в решении сложных вопросов. Иногда подключался и заместитель Министра Иван Федорович Семичастнов, генерал, почетный выпускник  МАМИ, танкист, никогда не забывавший о тракторах и автомобилях.

Часть IV.  О развитии торгово-экономических отношений с Индией  

Номенклатура В/О «Автоэкспорт» была обширной, и требовались большие усилия, чтобы равномерно развивать продажи хотя бы части товаров.

Казалось, какая связь между радиоприемником, керосиновой лампой  и трактором? Оказалось, что  в индийских деревнях в 50-е годы  электрического освещения было недостаточно, а вот освещение с помощью керосиновых ламп было основным. Вот мы им и предложили лампу-генератор: в верхней части лампового стекла был установлен термоэлемент, который вырабатывал электроэнергию для питания  радиоприемника. Русская лампа-генератор давала свет в прямом и переносном смысле – несла по радиоволнам свет-правду о России. В индийских деревнях собирались десятки крестьян, чтобы посмотреть русскую «лампу Аладдина», а торговцы – представители индийской фирмы – использовали эти собрания для  пропаганды советских тракторов с наглядной демонстрацией лампы, спрос на которую был так велик, что иногда их  пришлось доставлять самолетами.

Широкая номенклатура – дело хлопотливое: в порядке запчастей  для таких ламп надо поставлять не только термоэлементы, но и фитили, и стекла, и на оперативке директор конторы  в «Автоэкспорте»  предложил исключить из номенклатуры лампу-генератор, за что и получил «разъяснения» от председателя объединения П.А.Гритчина. Суть его речи была в том, что в великом процессе  торговли такого не бывает – маленькая лампа  освещает путь к большому трактору, к сердцу покупателя. «Если будет надо для продажи тракторов, будем торговать и иголками», — заключил он.

Действительно, в работе П.А.Гритчина малого не было – он выслушивал и фермеров, и дилеров, и директоров заводов.

Французский   крестьянин сообщил,  что ему нужна советская краска для перекраски тракторов и комбайнов – так мы написали гору писем и на Ярославский завод-изготовитель краски «Победа Рабочих»,  и в Минхимпром, но краску все-таки поставили!

Французский дилер из Бретани Мюрсек поделился идеей о приспособлении хлопкоуборочного трактора  Т-40х4 для производства артишоков. Поставлять один трактор – хлопотное дело, и контора в В/О «Трактороэкспорт» заворчала (за что директор конторы  «получил своё»), и главный инженер, и директор ВТЗ, изготавливавший этот трактор – тоже были сначала против. Но образец Т-40х4 был поставлен в Бретань, а появившийся продукт советско-французского сотрудничества – единственная в мире модель трактора для производства артишоков – Т-40А. Буква «А» значит «артишоковый», как говорил  Мюрсек, и поставлялись они в количестве 110 — 130 шт. в год не только во Францию, но и в другие страны – «артишоко-производители».

По предложению и при  непосредственном участии В/О«Трактороэкспорт» для Франции были разработаны модификации МТЗ-50/52 «Супер» и Т-40/40А  «Супер». Было принято решение, что тракторы должны быть представлены на Парижском салоне (выставке) тракторов и сельскохозяйственных машин.  Но медлительность их подготовки вела к срыву этого решения; тогда были откомандированы  «толкачи» на МТЗ  и ВТЗ. Но и это не помогло, поставке грозил провал, причем «с треском»! Тогда было решено отгрузить тракторы – 8 штук! – самолетом «Аэрофлота». Договорились с начальником управления «Аэрофлота» П.В.Глушковым и организовали спецтарифы с учетом того, что «Аэрофлот» был заинтересован «потрогать» колесами АН-86 бетонку аэропорта «Ле Бурже».

Тракторы прилетели вовремя, и на выставке их окрестили как  «летающие трактора».  Жаль только, что наша фирма во Франции  «Актиф Авто» «проспала» момент разгрузки тракторов в аэропорту «Ле Бурже» и не запечатлела это на фото и на пленке, а потому широко не обыграла  этот момент в рекламе.  За это  руководство фирмы получило «по ушам» сначала от председателя объединения, а потом и от замечательного нашего  соотечественника – заместителя Министра внешней торговли Николая Николаевича Смелякова.

Часть V.   Работа в ФРГ (отдельные стороны)   

Вскоре по приезде П.А.Гритчина в ФРГ произошло событие огромной важности. Для развития Севера необходимы были газовые трубы большого диаметра, которые  изготавливались в СССР в недостаточном количестве.

На поставку труб по заключенному с  немецкой фирмой «Маннесман» контракту, а также на поставку тракторов мощностью более 100 л.с. Госдеп США наложил запрет (санкции).*)

По информации бывшего сотрудника Министерства, Торгпред СССР в ФРГ П.А.Гритчин после серии безрезультатных переговоров, где немцы сами возмущались действиями Госдепа, лично посетил Министра торговли ФРГ. Тот, извиняясь и выкручиваясь,  пытался объяснить срыв поставки ситуацией «Форс-мажор». Торгпред объяснил, что «Форс-мажора» нет —  ни землетрясения, ни извержения вулкана, ни наводнения   в стране нет. «Может быть, опять идет подготовка к войне или произошло нападение на СССР?» Министр ответил отрицательно.

После вопроса о том, что, может быть, по делам ФРГ переговоры надо вести с Госдепом США,  Министр покрылся красными пятнами, но разрешения на поставку все равно не дал.

«Наверное, надо вести переговоры с американцами, так как немцы утратили свою точность и дисциплину», — заявил Торгпред и, прощаясь,  так «хватил» дверью, что посыпалась штукатурка…

Вернувшись с переговоров в Торгпредство, П.А.Гритчин увидел на пороге поджидавшего его сотрудника Торгпредства, который показал ему телекс  Министра торговли ФРГ  — с извинениями в задержке и разрешением на поставку труб.

В то время при особо почетном награждении в решении ЦК КПСС добавлялось – «с публикацией в печати». Сотрудники Объединения и заводов, знавших П.А.Гритчина, с громадным удовлетворением прочли в газете «Правда» о том, что «тов. Гритчин П.А. за заслуги в обеспечении строительства газопроводов трубами большого диаметра награждается орденом «Трудового Красного Знамени». Порадовались за П.А.Гритчина втройне – и за успехи в работе, и за орден, и за публикацию в газете «Правда».

Часть VI. Совместная работа в В/О «Трактороэкспорт»

По возвращении из ФРГ П.А.Гритчин был назначен председателем В/О«Трактороэкспорт». Основой работы с промышленностью стало  внимание к интересам заводов и их работников, приближение их к экспорту и регулярное командирование их представителей за границу – с конкретными заданиями,  составление протоколов и регулярная их проверка. Характерен протокол по командированию во Францию главного конструктора МТЗ П.И.Бойкова, в соответствии с которым из 1.700 наименований деталей трактора в угоду рынку было переделано около 1.200 наименований, в том числе были изменены и технологические процессы, и санитарная обработка, и окраска, и накатка, и сварка трением. На МТЗ  был создан круговой конвейер по образцу  компании «РЕНО». На Всесоюзном совещании тракторостроителей в 1966 г. П.А.Гритчин подчеркнул в своем выступлении, что экспорт – это не туристическая поездка за рубеж, это – тяжелая работа, и В/О «Трактороэкспорт» будет наказывать нерадивых командированием, «ссылкой»  за рубеж. Угроза такого «наказания» была встречена участниками совещания аплодисментами.

По результатам командировки П.А.Гритчина на Салон тракторов и сельхозтехники в Париже было принято решение о регулярном командировании на эту выставку представителей промышленности – численность таких делегаций иногда достигала 40 человек.

Созданные по указанию СМ СССР и  ЦК КПСС Советы по экспорту при внешнеторговых объединениях умело использовались П.А.Гритчиным: представители отраслей – заместители министров и начальники «Загранпоставок» стали активными помощниками в деле развития экспорта.

*   *   *

На совещании в В/О «Трактороэкспорт», где заместитель Министра внешней торговли СССР И.Ф. Семичастнов представлял нового председателя коллективу, П.А.Гритчин заявил, что в течение года у него будет одно направление – на заводы, и никаких загранкомандировок. И этот тезис он безупречно выполнил, несмотря на трудности в пути и размещения на заводах. Так, на Липецком тракторном заводе (ЛТЗ)   делегацию В/О«Трактороэкспорт» разместили в комнате на 18 (!) человек, иногда ездили в не очень комфортабельных довоенных вагонах и т. д. Уже к новому совещанию через год были очевидны большие сдвиги, достигнутые  смелостью в принятии решений и доведением до конца принятых решений – это и есть Петр Александрович Гритчин!

Объединение для удержания рынка Индии подписало контракт на организацию  там прогрессивной сборки тракторов ДТ-14/20/Т-25, причем не «отверточной», как сейчас делают в России инофирмы, а «до последнего болта». Однако, производство этих тракторов на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ) было прекращено. Пытаясь договориться о продолжении  их производства, П.А.Гритчин выехал с сотрудниками В/О «Трактороэкспорт» на ХТЗ.  На перроне в Харькове делегацию встречали Директор ХТЗ  Петр Ефимович Саблев,  главный инженер В.В.Библик, представители Горкома партии, руководители  подразделений завода и «другие официальные лица». Но согласие на продление производства тракторов на переговорах так и не было дано, хотя главный инженер неоднократно цитировал подписанную им  же рекламу, что «ХТЗ-ДТ-14 – индийский народный трактор».

Вечером, отказавшись  от совместного ужина и от автомашины, П.А.Гритчин сказал, что  мы в порядке прогулки и, чтобы развеяться, пройдемся «пешочком». Это вызвало  удивление и настойчивые уговоры заводчан воспользоваться машиной – до гостиницы  было довольно далеко.

Так, мы пошли пешком, отдыхая и беседуя, наслаждаясь красотами Харькова и  восхищаясь его заводами — «Помощнее будут, чем в ФРГ», — говорил Петр Александрович.

Больше всех досталось во время «прогулки» будущему представителю Объединения в Египте, совсем молодому, только что после института Н.Е.Давыдову, который одел новые ботинки, нещадно  давившие, но он так и не подал вида. Прошло 50 лет, а мне все подробности этой «прогулки» помнятся!

На другой день, добившись компромиссного решения о продолжении производства и создании задела тракторов, делегация согласилась на ужин, благодаря которому мы познакомились с 77 разных типов «варэныкив». Возвращаясь, посмотрели на спидометр отвозившей нас «Победы» — от ХТЗ до гостиницы было 17,5 км (!).

Петр Ефимович Саблев потом рассказывал, что  накануне вслед за нами шла машина на случай, если председатель устанет, подбросить нас до гостиницы. Но «признаков усталости» не было – действительно Петр Александрович был русским богатырем.  Директор завода П.Е.Саблев признался, что, «отследив» нас до гостиницы, он устыдился того, какую муку  люди приняли ради экспорта и, несмотря на возражения главного инженера, принял решение взять на себя тяжелые обязательства. Воспитательный пример и мужская солидарность сработали.

МВТ потребовались  большие усилия, чтобы изменить решение ЦК КПСС и Совета Министров, и производство тракторов ДТ-14/Т-25 было переброшено с ХТЗ на ВТЗ.  В этом – громадная заслуга П.А.Гритчина.

Первый завод по производству советских тракторов в капстране – в Индии – открывала Премьер-Министр Индира Ганди. Посол СССР  Н.В.Пегов доложил о большой победе, одержанной Посольством, и получил орден.

По аналогии, такое производство  советских тракторов было организовано   в Мексике, Финляндии, Египте.

Была сломлена боязнь заводов, неверие в собственные силы, осторожность уже сидевших в тюрьме за качество в 1937-39 г.г. работников, которые всячески противились совместной работе по организации производства.

Торгпред СССР в Индии Н.П.Ширяев рассказывал мне, как  приезжавший в Индию один из руководителей МТЗ, «поддав», признался, что он хочет получить орден Ленина, если сорвет переговоры по организации производства тракторов МТЗ.

Министр внешней торговли Н.С.Патоличев также всячески препятствовал этому процессу – в частности, передал уже организованное  производство тракторов  Т-25 в Индии в ведение ГКЭС, который в силу ограниченности и безграмотности его работников угробил с треском этот проект, и на организованном тракторном заводе начали выпускать немецкие тракторы.

Часть VII.  О продвижении дорожно-строительной техники (эпизод)  

На гусеничных тракторах за рубежом важной машиной является бульдозер. Наши заводы, исходя из старых представлений, отказывались от изготовления бульдозеров на базе тракторов ВгТЗ и ХТЗ,  с особенным жаром выступал против бульдозеров главный инженер ВгТЗ.

Во время ужина на заводе в Волгограде,  в котором принимали участие  заместитель Министра внешней торговли СССР Н.Н.Смеляков и заместитель Министра тракторного и с/х машиностроения Ю.Н.Писарев,  Петр Александрович осторожно говорит, чтобы я, не привлекая внимание, посмотрел в окно внутреннего двора. Оказалось, что  там работал бульдозер на базе трактора ВгТЗ.

Бульдозерист продемонстрировал возможности техники, а потом поехали на Судостроительный завод, который, оказывается, изготавливал эти бульдозеры. Но лучше, чем это описано в книге Н.Н.Смелякова  «С чего начинается Родина?», не скажешь.

В результате директор Судостроительного завода, поклонник Н.Н.Смелякова, сделал бульдозер из полированной нержавейки, который демонстрировался в Москве на ВДНХ и Строительной выставке, что  на Фрунзенской набережной.

Часть VIII.  Этот тернистый путь на внешний рынок   

Для расширения продаж  тракторов и сельхозтехники и географически, и по объему необходимо чёткое  выполнение требований  по безопасности  и национальных (а иногда и местных)  законодательных актов.

В начале 60-х годов в различных странах появились требования   к «безопасным» кабинам». Отечественные потребители заявляли, что такие кабины не нужны.  Пришлось организовывать производство на местах: во Франции – на фирме «Безар Континенталь», в Финляндии – «Маасеодун Коне», в Швеции – «Сааб». Каждый раз приходилось согласовывать технические условия, испытывать  технику в местных научно-исследовательских институтах,  но это способствовало накоплению знаний  в отечественном тракторостроении. В результате на МТЗ была создана кабина, удовлетворяющая требованиям ИСО (Международная организация по стандартизации), что повысило получение валютной выручки, ибо это способствовало росту экспорта тракторов.

Отечественные  потребители получили комфортабельную кабину, за которую благодарят завод, но не знают, что эта кабина – детище В/О«Трактороэкспорт».

Часть IX. «Небраска» — дорога войны и трубка дружбы   

В соответствии с законом штата Небраски без сертификата Испытательного центра в американском штате Небраска  трактор по железной дороге в США не провезешь, а тем более – не продашь,  и  более того – «красный» советский трактор.

Несмотря на решение Государственного комитета по науке и технике (ГКНТ), принятое еще в 1956 г. по докладу из Бирмы, о проведении испытаний советского трактора на полигонах  «Небраска» и «Сильва», вопрос затягивался. Все боялись, что «Небраска» забракует наш трактор.

П.А.Гритчин поддержал работы по подготовке к испытаниям и всячески ободрял директора Минского тракторного завода (МТЗ). Он передал ему, в частности,  слова заместителя Министра внешней торговли СССР Н.Н.Смелякова о том, что, в случае положительного решения, орден получит директор завода Н.Н.Слюньков, а в случае неудачи – выговор по партийной линии получат работники В/О «Трактороэкспорт». Но директор был осторожным человеком и попросил, чтобы это было организовано через Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР: будет лучше, если тракторы в Небраску пошлет министерская комиссия, пусть она и несет ответственность. Так и было сделано.

По результатам испытаний,  был выдан сертификат, который был разослан  во все страны  мира; трактор был признан «трактором года», о нем написана статья директором испытательного центра инженером Ларсеном,  появились статьи в газетах, трактор стоял на почетном пьедестале, — и это стало основой для создания фирм в США и Канаде. Американская пресса опубликовала восторженные отзывы тысячи фермеров, приходивших посмотреть советские тракторы на выставке, организованной для них…

Часть X. Спасение Кисловодска и драгоценный подарок Пятигорску  

Во время лечения в Кисловодске П.А.Гритчин встретился с руководством региона и дружеская встреча с руководством КавМинВод переросла в деловую – Петр Александрович, с учетом того, что наши  бульдозеры недостаточно мощны, с вниманием отнесся и к просьбе коллег по импорту. В результате, Тырныауз получил японские бульдозеры.

Представитель Кисловодска, отец города,  пожаловался, что ему навязывают строительство громадной гостиницы «Интурист», а в Кисловодске бывает «полторы калеки» иностранных туристов. С государственной точки зрения, было бы лучше построить такую гостиницу в Пятигорске – с его связями с горными курортами Приэльбрусья, Теберды, Архыза, развитой промышленностью и научно-бальнеологической базой.

Энергия и настойчивость П.А.Гритчина по возвращении в Москву привела к желаемому результату: по просьбе Кавминводцев, гостиница «переехала» еще на стадии проектирования в Пятигорск и стоит там и поныне — над городом, на отрогах горы Машук. Рядом с  памятниками М.Ю.Лермонтову, А.П.Ершову стоит и этот….. Мало кто знает, что гостиница «Интурист» — это «памятник» П.А.Гритчину.

Часть XI. Человеческие проблемы (эпизод)

Передовой дилер, коммунист, партизан  из Бельгии (партнер В/О «Трактороэкспорт»)  написал, что перенес тяжелую сердечную болезнь, а принять его на лечение, несмотря на то, что он раньше, ещё  до войны, лечился в Кисловодске, и на все его усилия, отказываются.   В результате  приложения больших усилий Объединением, вмешательства руководства МВТ и 4-го главного управления Минздрава СССР договорились о  том, что он будет принят на лечение. Вместе с дилером в Кисловодск приехал представитель В/О «Трактороэкспорт» –  он же и переводчик.

Через 20 лет, на Салоне тракторов и сельхозтехники в Париже, аграрий из Бельгии поинтересовался у меня  дальнейшей судьбой волшебника,  вылечившего бельгийца – председателя В/О «Трактороэкспорт».

Вот это – пример богатства души, дальновидности  и многогранности личности П.А.Гритчина.

 

Приложение.  Юбилейный выпуск журнала «ТРАКТОРОЭКСПОРТ СЕГОДНЯ» посвященный 10-летию работы В/О «ТРАКТОРОЭКСПОРТ» на мировом рынке (Москва, 1971 г.). Журнал в ту пору издавался на регулярной основе на 6  иностранных языках – английском, немецком, французском, испанском, итальянском и арабском (файлы готовятся к опубликованию- прим. ред.)