К вопросу об экспорте советской машинотехнической продукции

Введение

В Плевене, Левски и Пловдиве  под контролем и при личном творческом вкладе Торгового представителя СССР в НРБ П.А.ГРИТЧИНА построены три Технических центра, о которых он пишет в своих мемуарах. Это были первые «ласточки», к тому же самые лучшие из того, что было построено в то время за рубежом по этой части. Тут и сказался талант  П.А.ГРИТЧИНА как организатора и строителя (про понимание техники  вообще говорить не приходится — это уникальный пример работы ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ!)

П.А.ГРИТЧИН был коммунистом по своей сути — всю свою кипучую энергию он отдал Родине. Партийные собрания и партийно-хозяйственные активы, на которых ему, как крупному хозяйственному руководителю приходилось выступать,  были частью   «деловой» жизни того времени, главным стержнем управления экономикой страны. Именно эта плеяда руководителей (которые все без исключения  были членами партии) и подняла экономику страны после Великой отечественной войны  1941 –1945 г.г.

Особая роль в решении этой поистине грандиозной задачи принадлежит Заместителю Министра внешней торговли Николаю Николаевичу СМЕЛЯКОВУ, который в течение многих лет курировал развитие экспорта машинотехнической продукции и отстаивал в правительстве проекты, связанные с техническим обслуживанием советской техники за рубежом.

Тема  организации сервиса сложной техники в течение всего ее срока службы заслуживает БОЛЬШОГО ВНИМАНИЯ, тем более, что экспорт машинотехнической продукции значительно сократился… Многое приходится выстраивать заново…. И опыт 1960-1980-х лет  очень уместен и ценен…

Ссылки и переходы на сайты:

http://www.bultrex.bg/bg/article/15/office-levski.html

Cтатья«Сервис отечественных дорожных и  строительных машин. Опыт прошлого — на службе перспективе»

 (http://www.raise.ru/articles/170/   )

Цитата:

 «…все более или менее значимые зарубежные изготовители ДСМ работают на рынках, в условиях которых фирменное обслуживание давно стало важнейшей составляющей конкурентоспособности техники, и поэтому ориентированы на использование передовых технологий в области технического обслуживания и ремонта, информации, логистики. Обширный опыт данных фирм в области создания и администрирования товаропроводящих и сервисных сетей, включающих десятки (а порой сотни) «элементов», крайне важен и должен обязательно изучаться (что, впрочем, сейчас делается достаточно активно отечественными предприятиями отрасли и наиболее серьезными торговыми компаниями).

  ….

Формирование товаро-проводящей сети советских внешнеторговых объединений, экспортировавших тракторы и ДСМ   («Трактороэкспорт», «Машиноэкспорт»,«Стройдормашэкспорт») в Болгарии, Польше, Чехословакии, Монголии, ГДР, на Кубе, где техника с маркировкой «сделано в СССР» составляла существенную часть парка тракторов и ДСМ, на основе межправительственных соглашений были построены т.н. «Технические центры содействия обслуживанию» машин и оборудования, выполнявшие функции «связующего звена» между изготовителями (экспортерами) и местными организациями, эксплуатировавшими технику. В странах, относившихся к категории «развитых капиталистических», создавались акционерные общества с участием советского капитала, строившие свою работу по продвижению товара (преимущественно — колесных тракторов) в соответствии с местной практикой бизнеса….

Опыт создания инфраструктуры систем фирменного обслуживания — технических центров, складов, учебно-демонстрационных комплексов — показывает, что они создавались как на основе действующих эксплуатационных комплексов, так и путем нового строительства…»

(конец цитаты).

                                                        *   *   *