Биография

Петр Александрович Гритчин. Краткая биография.

(10.08.1912 – 25.11.1989)

Пётр Александрович ГРИТЧИН родился 10 августа 1912 г. в гор. Петровске Саратовской области.

Отец – ГРИТЧИН Александр Николаевич родился в 1995 г. в г. Камышине Волгоградской области. Работал начальником ряда железнодорожных станций в Поволжье. Затем семья осела в гор. Энгельсе (Дачный кут), где он и умер в 1943 г. Мать – ГРИТЧИНА Лидия Сергеевна родилась в 1888 г. в г. Пугачеве Саратовской области. В семье ГРИТЧИНЫХ родились три сына (средним был Петр) и одна дочь.

Трудовую деятельность П.А. ГРИТЧИН начал в возрасте 16 лет, работая ремонтным рабочим и десятником-техником строительства элеватора на ж.д. станции Питерка Рязано-Уральской железной дороги, а затем техником военного строительства в гор. Энгельсе.

П.А. ГРИТЧИН в 1938 г. окончил Саратовский автомобильно-дорожный институт по специальности инженер-механик автотранспорта. В том же году женился на студентке Автодорожного института КУПРИЯНОВОЙ Марии Семёновне (родилась в 1916 г. в селе Глотовка Воскресенского района Саратовской области в семье Куприянова Семена Фёдоровича, ставшего впоследствии крупным хозяйственным руководителем всей Саратовской области). Вместе они работали на Дальнем Востоке страны (гор. Ворошилов-Уссурийский), Пётр Александрович – в должности главного инженера Приморского дорожно-строительного треста ГУШОСДОРА НКВД СССР, Мария Семеновна – сотрудник ГАИ. В 1943 г., после перелома в войне с фашистской Германией и ослабления угрозы нападения со стороны Японии, Пётр Александрович по партийной путевке был направлен на обучение в Москву.

В 1946 г. П.А. ГРИТЧИН закончил Всесоюзную академию внешней торговли, получив вторую специальность – экономист внешней торговли. По окончании с отличием Академии был сразу же направлен на загранработу в Австрию (где проходил стажировку как выпускник Академии) на должность заместителя Торгового представителя,  в январе 1949 года — Торгового представителя, затем  начальника Управления советским имуществом в Австрии (УСИА). С 1951 по 1953 г.г. П.А. ГРИТЧИН занимался в МВТ СССР в Москве импортом зарубежной техники, необходимой для восстановления народного хозяйства страны после Великой отечественной войны. В 1960 – 1966 г.г. возглавлял Торговое представительство СССР в ФРГ, являясь вторым после посла СССР официальным лицом в стране пребывания.

С назначением в 1956 г. заместителем начальника Первого импортного управления и затем первым Председателем вновь созданного В/О«Автоэкспорт» (1956 г.). а затем и председателем В/О «Трактороэкспорт» (1966 г.), он всю свою дальнейшую жизнь посвятил развитию советского экспорта автомобилей, тракторов, дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники и их сервисному обслуживанию за рубежом.

Последние 7 лет своей трудовой деятельности он с присущей ему энергией занимался развитием советско-болгарских торгово-экономических отношений, существенно расширив номенклатуру и объёмы взаимопоставляемых товаров. Доминантой его деятельности в Народной Республике Болгарии стало строительство трех Технических центров*), которые стали важным связующим звеном между поставщиками и потребителями сложной техники, технической базой для обучения тысяч механизаторов со всей страны. Технические центры, построенные по инициативе МВТ СССР в тот период, положили начало развитию сервисной сети на современном уровне. Так, в гор. Левски успешно действует дочернее предприятие бывшего В/О «Трактороэкспорт» — фирма «Бултрекс», являющаяся по сей день официальным дилером ОАО «Ростсельмаш» и Минского тракторного завода на территории Европейского Союза и в других странах.

В Плевене, Левски и Пловдиве под руководством и при личном творческом вкладе П.А.ГРИТЧИНА построены три Технических центра, о которых он пишет в своих мемуарах. Это были первые «ласточки», к тому же самые лучшие из того, что было построено в то время за рубежом по этой части. Тут сказался талант Петра Александровича как организатора и строителя. Про огромную техническую эрудицию и понимание техники вообще говорить не приходится — это уникальный пример работы по специальности всю свою жизнь. Недаром сам П.А.ГРИТЧИН пишет, что «душа его вся пропитана машинным маслом»…

В 1960 – 1980-е годы экспорт машинотехнической продукции достиг рекордного для СССР уровня; огромная заслуга в этом – и лично Петра Александровича ГРИТЧИНА.

Всего Пётр Александрович и его жена, верная спутница по жизни и надёжный помощник Мария Семеновна КУПРИЯНОВА-ГРИТЧИНА провели за границей более 20 лет, отдавая все силы служению Родине и приумножаю её славу за рубежом. Мария Семёновна была «крёстной матерью» плавбазы «Кронштадская слава», построенной и спущенной на воду в 1966 г. в Киле (ФРГ) на верфях крупной судостроительной компании «Kieler Howald».

П.А.ГРИТЧИН был коммунистом по своей сути — всю свою кипучую энергию он отдал Родине, а не накоплению и приумножению личного благосостояния. А партийные собрания и партийно-хозяйственные активы были частью жизни того времени, главным стержнем управления экономикой страны. Именно эта плеяда руководителей (которые все без исключения были членами партии) и подняла экономику страны после Великой отечественной войны (Второй мировой…).

Награды СССР, которых был удостоен П.А. ГРИТЧИН: орден «Знак почета», два ордена «Трудового красного знамени», медалями «За доблестный труд в Великой отечественной войне», «К 40-летию Победы в Великой отечественной войне» и др. (всего – 13 наград).

За огромные достижения в развитии торгово-экономических отношений с Болгарией  П.А.ГРИТЧИН был награжден Орденом «Народная Республика Болгария» 1-ой степени. Ему присвоено звание «Почетного гражданина» городов Плевен и Левски и Почетного строителя НРБ.

В 2017 году исполняется 105 лет со дня рождения П.А.Гритчина.

________________________________

*) В МВТ СССР эти вопросы курировал заместитель Министра Н.Н.Смеляков, внесший большой вклад в развитие экспорта машинотехнической продукции как в социалистические, так и капиталистические страны.

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован.