Структура и распределение обязанностей между подразделениями

Глава: ШТАТЫ ТОРГПРЕДСТВА

1. Структура и распределение обязанностей между подразделениями

Одной из наиболее сложных и ответственных задач Торгпреда представляет собой правильная организация функционирования всего аппарата и каждого сотрудника с тем, чтобы охватить все стороны дела, полнее использовать возможности каждого.

Это должно решаться, как известно, с учетом объема и структуры внешнеторгового оборота, перспектив его развития, условий и характера обстановки Короче говоря, должно быть создано полное соответствие между объемом работы и штатом, структурой.

На деле решение этого вопроса превращается порой, к сожалению, в проблему; оно сопряжено с необходимостью преодоления ряда сложностей. Отдельные работники Минфина далеко не объективно взвешивают имеющиеся за рубежом возможности и опасность их недоиспользования из-за того, что количество сотрудников в аппарате Торгпредств физически не позволяет охватить и сделать все, что требует обстановка.

В какой-то мере, может быть, и Торгпред недостаточно убедительно отстаивает нужные позиции.

Мы все обязаны помнить, что Внешторг является одним из важных органов «социалистического накопления»; помнить для того, чтобы наиболее эффективно выполнять эту функцию.

Полная нормальная загрузка сотрудников – вот исходный момент при решении штатной проблемы и ее надо осуществлять со всей последовательностью, деловитостью, принципиальностью. Можно быть уверенным, что результат будет более успешным, когда постановка вопроса базируется на объективной, глубокой аргументации.

Практически при определении штата менее всего приходится, как известно, говорить об одной его части в сравнении с другой. Приоритет принадлежит в любых ситуациях оперативному составу. Старшие инженеры – это, безусловно, основа основ. Здесь решающим фактором является не только показатель объема, но и его структура, поскольку более узкая товароведческая специализация, на наш взгляд, представляет собой главный, решающий рычаг обеспечения эффективности внешнеторговой операции. Перегрузка данной категории работников непосредственно граничит с возможностью видимых и срытых, прямых и косвенных потерь.

Основными помощниками оперативных работников выступают сотрудники по транспортным вопросам, инокорреспонденты и машинистки. Вот они-то и представляют собой основное рабочее ядро, которому по праву, по заслугам должно быть отведено максимум внимания, повседневной заботы и помощи.

Объем перевозок, структура импортируемых товаров, сезонность поставок, разновидность используемых транспортных средств, характеристика артерий грузопотока предопределяют состав такой важной службы, как транспортный отдел.

Насколько концентрированным, богатым источником является страна в вопросе ценной, масштабной экономической информации, настолько и мощным должен быть экономический отдел. Кстати, о том, как правильнее именовать эту важную службу: по штатному расписанию, это – «экономический отдел», что очевидно далеко не полностью отражает его функции, т.к. им обеспечивается также огромный, сложный и трудоемкий раздел плановой деятельности и отчетности. Со временем, видимо, и по штатному расписанию он будет называться планово-экономическим отделом, т.е. таким, каким он есть в жизни.

В состав этого отдела удачно вписываются работники ВНИКИ и Института мировой экономики при правильной координации их сотрудничества в рамках отдела, чтобы не допускать элементы дублирования, параллелизма.

Аналогичная связь просматривается между долей машин и оборудования в общем товарообороте, уровнем страны в плане научно-технического развития, интенсивностью использования страной патентов и лицензий других стран, авторитетностью проводимых национальных выставок и ярмарок, с одной стороны, и составом технического отдела, с другой.

Недопустимо недооценивать значение машинописного бюро, чтобы не сужать, не сковывать оперативность, а значит, повышать эффективность и культуру работы инженерного состава и Торгпредства в целом. На практике Торгпред зачастую вынужден изыскивать выход из трудного положения, прибегая к привлечению работников на месте, из числа членов семей — со сдельной оплатой труда. В этом случае также выплачиваются государственные средства, но лишь с другой статьи сметы.

Следует признать, что в загранаппаратах, как и, по-видимому, во Внешторге в целом, рост численности оперативного состава в течение многих лет шел непропорционально с увеличением возможностей технической службы, что сделало последнюю чрезвычайно узким местом. Нет сомнения, что образовавшийся «перекос» будет ликвидирован.

Из материала П.А.ГРИТЧИНА «Некоторые вопросы организации работы советского загранаппарата», Москва, 1979 – 1981 г.г., с.26 — 28