О структуре аппарата за границей

Глава: ШТАТЫ ТОРГПРЕДСТВА

3. О структуре аппарата за границей

Аргументированность, обоснованность предложений, принципиальность, необходимые при решении штатных вопросов, в конечном итоге положительно оцениваются и вышестоящими руководителями. В этой связи приведу пример их практики своей работы. Торгпредство СССР в Австрии получило указание о сокращении должности старшего юрисконсульта. Поскольку он в штате был единственным юристом. Торгпред в своем ответе доказывал важное значение данного работника и просил оставить его. Второй документ из Министерства, теперь уже за подписью заместителя Министра по кадрам справедливо указывает Торгпреду, что приказы надо исполнять, а не дискутировать.

Положение у Торгпреда было сложное: дело в том, что в те послевоенные годы в составе Торгпредства, как и во всей системе Министерства, было немало работников без опыта во внешнеторговых делах. С другой стороны, имели место ежедневные контакты оперативного состава с представителя фирм-конрагентов, в т.ч. с опытнейшими юрисконсультами, владевшими всем арсеналом различного рода правовых премудростей. Таким образом, особенно сложным, малоизведанным был именно участок, с которого снимался единственный работник. Это заставило Торгпреда, сказав, что указание о сокращении единицы принято к исполнению, вновь и более аргументировано изложить положение дел. Было внесено предложение: если сокращение единицы является абсолютно неизбежным, то это следует сделать за счет должности одного из старших инженеров.

Через несколько дней в Торгпредство поступило краткое сообщение: «Сокращение отменяется». Позднее, при личной встрече в Москве заместитель Министра в шутку заметил, что при решении вопроса о сокращении Торгпред «сделал ход конем». Справедливости ради следует заметить, что вышеприведенное предложение о замене, конечно же, не преследовало намерение психологического воздействия. Прикидка было простой: остающиеся работники в Торгпредстве могли бы, в конце концов, успешнее обеспечить участок, который остался бы после сокращения инженера, чем обработать каждый контракт с правовой точки зрения. К тому же в функции юрисконсульта, как известно, входит изучение различных правовых документов, законодательных актов в стране пребывания, информирование по ним Минвнешторга, обучение сотрудников Торгпредства по этим вопросам.

Наконец, следует заметить, что, хотя приведенный пример относится к отдаленному прошлому, представляется, что подход в отношении важности старшего юрисконсульта в аппарате Торгпредства ни в коей мере не утратил своей актуальности; замечание его невозможно переоценить (и не только в капиталистических странах). И вышедший в 1979 году приказ Министра об усилении правовой службы во всех без исключения подразделениях Министерства убедительно свидетельствуют об этом.

Еще один пример: за семь лет работы в НРБ товарооборот между Болгарией и Советским Союзом возрос в три раза. За это время в Торгпредстве несколько прибавился и оперативный состав, а вот вспомогательные службы, в частности, секретарит, машбюро, к сожалению, остались прежними.

Не желание самобичевания, а справедливая оценка фактического положения дел требует признать, что здесь имела место явная недоработка и Торгпреда.

Не страшась упрека за преувеличение. Можно сказать, что именно в интересах государственного дела работникам Минфина СССР следует чаще посещать совзагранучреждения для анализа на местах конкретных условий работы советских сотрудников, что непременно позволит правильно решать, в частности, вопросы оптимальных штатов. А Торгпреду вносить подобные предложения, видимо, целесообразно.

Из материала П.А.ГРИТЧИНА «Некоторые вопросы организации работы советского загранаппарата», Москва, 1979 – 1981 г.г., с.29 — 30