О взаимодействии с Минторгом и Центросоюзом

Глава 4. О работе оперативного состава

7. О взаимодействии с Минторгом и Центросоюзом

Достойное место в поле деятельности Торгпредства должно быть отведено вопросу взаимодействий Минторга и Ценросоюза СССР, определяемых соответствующими директивами о положенных формах и методах внешних сношений этих органов с их коллегами в стране пребывания, в том числе:

а) содействие дальнейшему развитию, расширению и углублению их отношений, когда они преследуют цель максимального выявления и использования новых возможностей своих стран для обоюдовыгодных поставок, и тем самым как бы дополняют номенклатуру списков протокола о товарообороте, реализуемых по линии Миннешторга;
б) корректировка практических действий сводится на деле, главным образом, к тому, чтобы не допускать (а порой приходится возражать в самой категоричной форме!) дублирования номенклатуры, так как подобные случаи ни к чему хорошему, в конце концов, не приведут и вообще они не оправданы. Как, например, можно расценить поставку по линии Минторга или Центросоюза двух – трех десятков легковых автомобилей!?
в) борьба с нарушениями элементарного порядка со стороны работников СССР, которые порой берут на себя не свойственную функцию ориентирования друзей в поставке тех или иных товаров в Советский Союз. Вот пример: началось все с маленького – с поставки зубной пасты «Поморин» в количествах «для ассортимента». Затем следует значительное наращивание поставок, вопреки мнению Торгпредства, поддержанному руководством Минвнешторга. При этом Госплан СССР получил подробную справку о том, что исходным сырьем является грязь Черноморского побережья, технологическое оборудование – самое примитивное, что тюбики делаются из алюминия, завозимого из Советского Союза, что в составе товара транспортируется влага в размере 25% от веса пасты.

Тем временем Минторг продолжал проявлять отмеченный интерес, что воодушевляло поставщика на его ходатайства через Госплан, и закупки набирали темп. Так, если в 1970 году было поставлено 10 тыс. тонн зубной пасты, то в 1979 году это было уже 24 тыс. тонн.

Дозволительно поставить вопрос – разве пренебрежение со стороны работников Госплана подобными предложениями не означает перечеркивание усилий в деле социалистической предприимчивости?

А что означает поставка в год 24 тыс. тонн этой продукции? По стоимости это – 45 млн. руб., что эквивалентно поставке в год с нашей стороны 35.000 автомобилей «Москвич».

Тем, сколько раз ставился вопрос, естественно, не определяется деловитость и настойчивость руководителя — важен конечный результат. Мне, в частности, до сих пор не по себе за такое сотрудничество.

Данный пример наглядно свидетельствует о том, что за позицию, в которой убежден, стоять требуется до логического конца.

Из материала П.А.ГРИТЧИНА «Некоторые вопросы организации работы советского загранаппарата», Москва, 1979 – 1981 г.г., с.35 — 36