К вопросу состояния связей Торгпредства по делам СЭВ

Глава: К вопросу состояния связей Торгпредства по делам СЭВ

Бурно нарастающее масштабное развитие двусторонних и многосторонних отношений в направлении реализации долговременных целевых программ для развития социалистической экономической интеграции, специализации и кооперирования, претворение в жизнь разностороннего сотрудничества и сближение с дружественными странами выдвигает требование небывало тесных связей Торгпредства с Управлением по сотрудничеству со странами-членами СЭВ и с соответствующими советскими сотрудниками СЭВ.

Вся совокупность этих обстоятельств предопределяет настоятельную необходимость коренного изменения, улучшения существующих до сих пор связей – сделать их обоюдными, со взаимной информацией, систематическими, а не эпизодическими.

До последнего времени, пожалуй, самое узкое место деятельности Торгпредства – это состояние указанных связей, т.е. налицо неоправданная разобщенность.

Правда, Торгпредства в достаточном количестве получают важную, очень полезную документацию, но речь в данном случае идет о живой, периодической связи для совместного обсуждения отдельных проблем, обмена мнениями, взаимной информацией по конкретным вопросам.

Это не должно, конечно, подменять тех письменных материалов, которые высылает Управление, а лишь дополнять, уточнять их и способствовать улучшению путей и мер реализации принятых мероприятий, соглашений, и помогать при подготовке новых решений.

Надо обратить внимание на тот факт, что в неравных условиях оказываются Торгпреды СССР в сравнении со своими коллегами из стран-членов СЭВ, аккредитованными у нас в стране; последние находятся в пункте расквартирования СЭВ, всех его основных органов, сотрудников, т.е. Торгпреды стран-членов СЭВ имеют неограниченные возможности контактов, живой информации, а порой и непосредственного участия в ряде мероприятий, проводимых в рамках СЭВ.

Более того, Торгпредства стран-членов СЭВ в Советском Союзе привлекаются постоянными представителями Совета в необходимых случаях для выработки позиций своих стран: подобная же возможность в отношении наших Торгпредств используется, очевидно, совсем недостаточно.

Все это говорит о резервах, которые надо использовать, для чего, в частности, с нашей точки зрения, следовало бы:

— не менее двух раз в год в Управлении по сотрудничеству со странами-членами СЭВ проводить встречи с Торгпредами для обстоятельных бесед по глобальным вопросам, относящимся к соответствующей стране, в т.ч. и по некоторым промежуточным итогам хода выполнения отдельных крупных соглашений;
— то же самое — с соответствующими сотрудниками советской части Совета;
— практиковать более частные выезды упомянутых выше работников Управления и Совета в Торгпредства СССР для встречи с коллективами, включая и ряд сотрудников совпосольства и аппарата уполномоченного ГКЭС;
— ввести в практику вызов работников Торгпредств в Москву в период обсуждения и подготовки проектов крупных, важных соглашений по линии ГКЭС и промышленности с участием Минвнешторга.

Эти и другие подобные мероприятия следовало бы включать в годовой план работы Управления по сотрудничеству со странами-членами СЭВ, что обеспечивало бы скоординированность действий.

До централизованного решения этой проблемы Торгпреду необходимо непрерывно приобщаться к активному участию в указанных мероприятиях по собственной инициативе, так как этот участок непременно требует постоянного внимания.

Видимо, к месту будет заметить, как сугубо личное мнение автора этих строк, что порой усложняется практическая реализация ряда решений, соглашений по всей вероятности и из-за того, что разобщены Управление торговли с социалистическими странами Европы и Управление по сотрудничеству со странами-членами СЭВ.

Существующее разделение функций между этими Управлениями (с позиций Торгпреда в социалистической стране Европы) кажется искусственным; разрывается в основе своей то, что должно представлять собой органичное целое – весь комплекс торгово-политических мероприятий, представляющих собой суть соглашения, включая, в конечном итоге, и материализацию его, т.е. осуществление взаимопоставок.

Из материала П.А.ГРИТЧИНА «Некоторые вопросы организации работы советского загранаппарата», Москва, 1979 – 1981 г.г., с. 44 — 46