О транспортной работе

Глава: О транспортной работе

Не будет преувеличением сказать, что транспорт порой решает вопрос — быть вообще сделке или нет, поскольку от него зависит срок доставки, сохранность и качество товара. Большое значение имеет стоимость перевозки (включая расходы на упаковку), что является важной составляющей (наряду с перечисленными выше) при определении эффективности внешнеторговой операции.

Транспорт во внешней торговле всегда играл важную роль, но в условиях интенсивного углубления специализации и кооперирования при значительном удалении взаимодействующих сторон его значение небывало возрастает. Это положение в каждой стране-партнере предопределяется рядом конкретных особенностей: объемами взаимопоставляемых товаров, номенклатурой и ее многообразием, сезонностью поставок, видами транспорта, задействованного в перевозках, и, наконец, характером транспортных артерий (протяженность, транзит и др.).

С учетом вышеперечисленных факторов, а также перспективы развития внешнеэкономических связей Торгпредство СССР в НРБ приняло активное участие в большом и важном мероприятии по созданию впервые в практике работы вообще постоянных представительств транспортных министерств СССР при Торговом представительстве. Так, были учреждены постпредства МПС, Минморфлота и Минавтотранса. Следует отметить, что эти министерства присылают на должности руководителей представительств опытных работников, что позволяет быстро и на должном уровне установить контакты с соответствующими министерствами и ведомствами страны пребывания. С другой стороны, такие работники прекрасно знают структуру и людей в своих министерствах, главках, в портах, а потому умело ставят и оперативно решают все возникающие вопросы. Функционирование этих новых звеньев уже доказало право на существование и, видимо, создание постпредств транспортных министерств в ряде других стран – дело самого ближайшего будущего.

Взаимное уважение, оказание содействия – прекрасная основа в работе советских постпредов со своими болгарскими коллегами. Личное непременное участие руководителей постпредств в совместных совещаниях с болгарскими и румынскими работниками, например, по планированию годовых и квартальных объемов перевозок, отражается на действительности, реальности принимаемых показателей, повышает роль и ответственность каждого участника при выполнении планов перевозок, способствует росту в целом авторитета транспортных организаций у клиентуры, поднимает взаимную дисциплину грузоотправителей, грузополучателей и транспортников.

Прочные контакты между постпредствами и транспортными службами страны пребывания позволяют несравненно мобильнее производить (в случае необходимости) замену видов транспорта, а также использовать другие резервы; организовать соцсоревнование и принятие совместных социалистических обязательств по обработке грузов между смежными транспортными службами в портах и пунктах перевалок.

Большая роль в координации действий всех транспортных служб принадлежит Торгпредству: это — объективные поиски наиболее рациональных видов, направлений перевозок, устранение узковедомственного подхода, оперативные контакты с всесоюзными хозрасчетными внешнеторговыми объединениями и др.

Транспортный отдел Торгпредства ежедневно решает массу оперативных вопросов с постпредами, уполномоченными объединений при Торгпредстве и ВТО страны пребывания.

В современных условиях, когда объемы перевозок достигли огромных величин, когда создан институт постпредов, а с ним повысилась и роль координации всех транспортных служб советской стороны, когда открылся новый и чрезвычайно важный фронт работы – это контроль и содействие выполнению соглашений между транспортными министерствами СССР и НРБ, заключенных в рамках всестороннего сотрудничества и сближения, – наступила, естественно, пора ввести в штат Торгпредства заместителя Торгпреда, ведающего, главным образом, транспортными проблемами. Это — правильная и своевременная мера.

Проведенные за последние годы меры по совершенствованию транспортных средств обеих сторон и использование прогрессивных методов перевозок, пуск в эксплуатацию паромной линии на Черном море, учреждение постпредов создали значительные дополнительные возможности по увеличению и улучшению перевозок, однако нерешенных проблем еще достаточно много. К ним относятся, в частности, оснащение необходимым оборудованием многих железнодорожных станций для работы с крупногабаритными контейнерами и реконструкция в этих же целях ряда ж.д. тоннелей, завершение внедрения автосцепки, обновление парка подвижного состава повышенной грузоподъемности, а также пополнение его специальными вагонами, цистернами, платформами, тяговыми средствами (в т.ч. более мощными) и увеличение механизации погрузочно-разгрузочных операций.

В осуществлении ряда этих мероприятий требуется техническое и экономическое содействие со стороны Советского Союза; это – большой участок сложных дел для постпредов и заместителя Торгпреда по транспорту (если и когда такая должность будет введена).

Паромное сообщение на Черном море — это дорогостоящий и технически сложный комплекс, созданный СССР и НРБ на паритетной основе. Линия «Ильичевск – Варна» протяженностью 430 км преодолевается за 12 ходовых часов. Пока в эксплуатацию введено четыре парома (1-ая очередь), каждый из которых принимает 108 ж.д. вагонов весом до 60 тонн каждый.

С вводом в эксплуатацию следующей очереди и доведением линии до проектной мощности эта новая высокоэффективная транспортная артерия займет достойное место в общем объеме внешнеторгового грузопотока между СССР и НРБ.

Из материала П.А.ГРИТЧИНА «Некоторые вопросы организации работы советского загранаппарата», Москва, 1979 – 1981 г.г., с. 47 — 49