О создании технических центров в Народной Республике Болгария (цели и задачи)

Глава: Технические центры 

1. О создании технических центров в Народной Республике Болгария (цели и задачи)

С ростом объема взаимных поставок товаров изменяется и структура товарооборота, в котором постоянно растете доля машин и оборудования. В текущей пятилетке она превысит 40%.; при этом поставляются все более совершенные и сложные машины, приборы, оборудование.

В результате продолжительного сотрудничества в настоящее время, как в СССР, так и в Болгарии работает значительное количество взаимно поставленных машин. Так, например, в НРБ автомобили, тракторы и другая сельскохозяйственная техника советского производства составляет около 80% всего парка страны.*) В Советском Союзе эксплуатируется большое количество электро- и автопогрузчиков, электротельферов и других машин, изготовленных в Болгарии. Для того, чтобы поставленная техника работала с наибольшей отдачей, необходима, как уже отмечалось, четкая организация эксплуатации, обслуживания, ремонта, а также высокая квалификация и специальное обучение водителей, обслуживающего и технического персонала. Только в таких условиях могут быть обеспечены надежность и долговечность машин, может быть повышена эффективность использования поставляемой техники.

В связи с этим все большее значение приобретают вопросы совершенствования технического обслуживания в самом широком его смысле.

В соответствии с рекомендациями Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и Комплексной программой дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ 13.07.1974 г. в гор. Софии было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве по дальнейшему улучшению технического обслуживания машин. Оборудования и приборов, поставляемых во взаимной торговле.

В Соглашении предусмотрены конкретные мероприятия по коренному улучшению технического обслуживания, в частности создание технических центров содействия обслуживанию отдельных видов машин и оборудования. В НРБ при Торговом представительстве СССР предусматривалось создание трех советских технических центров: по автомобильной технике; по дорожно-строительным машинам, кранам, экскаваторам, автопогрузчикам; по тракторам и сельскохозяйственным машинам. В СССР при Торговом представительстве НРБ – друх болгарских технических центров: по подъемно-транспортным машинам; по электронно-вычислительной технике, радиотелефонным станциям, оборудованию связи с электрическим пишущим машинкам.

Являясь собственностью страны-поставщика, технический центр (далее – ТЦ) представляет собой опорный пункт промышленности. Максимально приближенный к потребителю, т.е. к месту эксплуатации машин и оборудования. При этом как бы сокращается расстояние между поставщиком и потребителем со всеми вытекающими из этого положительными обстоятельствами. Само собой разумеется, что ТЦ не может быть ремонтной базой.

Технический центр – это место, где, как в фокусе, собираются от соответствующих служб покупателя различного рода вопросы, запросы, пожелания, претензии и где на них быстро и квалифицированно реагируют.

Поэтому трудно переоценить это полезное взаимодействие, постоянные контакты на хорошо организованной базе, постоянное общение представителей поставщика – квалифицированных специалистов заводов-поставщиков с покупателем – специалистами, эксплуатационниками, ремонтниками.

Оперативность связей и быстрота решения возникающих вопросов несомненно дадут положительные результаты.

Рассматривая отдельные функции ТЦ, представляется целесообразным остановиться на следующем.

Исходя из того, что номенклатура поставляемой техники постоянно изменяется и дополняется, ТЦ выполняют роль и демонстрационных залов, где заинтересованные представители страны-покупателя могут ознакомиться с новой техникой, получая исчерпывающую консультацию от представителей завода-изготовителя, а также необходимую техническую документацию. ТЦ – это как бы постоянно действующая выставка поставщика, с которой могут ознакомиться не только представители внешнеторговых организаций, но и широкий круг механизаторов, мнение которых учитывается при решении вопроса о закупке оборудования.

Таким образом, ТЦ представляют технику на рынке. Это не исключает необходимости проведения национальных и специализированных выставок, а лишь удачно их дополняет. С помощью хорошо оборудованных учебных классов, при наличии макетов, «разрезов» наиболее сложных узлов и агрегатов, плакатов, киноустановок, с помощью квалифицированных специалистов слушатели имеют возможность быстро изучить характерные особенности той или иной машины, с тем, чтобы в дальнейшем организовать на полях, в бригадах, в своих учебных классах обучение водительского состава на местах.

При наличии в ТЦ оснащенных постов диагностики местные механизаторы при помощи специалистов заводов-поставщиков могут освоить особенности навыков работы, ознакомиться с оборудованием, оснасткой, приспособлениями, инструментом. Представители внешнеторговых организаций страны-поставщика призваны рекомендовать к закупке, а затем всемерно содействовать скорейшему оформлению контрактов на необходимое оборудование и быстрейшей его поставке.

Практика наглядно, весьма убедительно показывает ценный результат работы постоянных представителей промышленности страны-поставщика и соответствующих представителей покупателя, т.е. эксплуатационников, когда они строят всю работу и свои взаимоотношения на объективной, благожелательной технически грамотной и принципиальной основе. К чести болгарских и советских коллег надо сказать, что все вопросы решаются именно на этой основе. Машина есть машина, всякое может с ней случиться как оп объективной, так и по субъективной причине. Главное – скорее устранить неисправности, заставить машину вновь работать. Затем, выявив причину, сделать правильные выводы. Принципиально важно довести д сведения завода-поставщика, если в том возникает необходимость, причину неисправности, чтобы исключить недоработку, а также провести должную работу с водительским составом о правилах эксплуатации машины.

Эксплуатационники знают цену своевременности информации со стороны заводов-поставщиков в адрес покупателя о вводимых усовершенствованиях отдельных деталей, узлов, агрегатов, поскольку это неразрывно связано с необходимостью обучения механиков, ремонтников. ТЦ обязаны обеспечить эту функцию и документально, и путем своевременных, исчерпывающих консультаций.

Постоянные деловые контакты коллег обеих сторон способствуют творческим поискам, помогают вырабатывать рекомендации, которые затем будут рассмотрены поставщиком или покупателем.

Из материала П.А.ГРИТЧИНА «Некоторые вопросы организации работы советского загранаппарата», Москва, 1979 – 1981 г.г., с. 51 — 54
*) Только количество тракторов и комбайнов значительно превышает 100 тыс. единиц.