Автохозяйство Торгпредства

Глава: Служебные и жилые помещения. Хозяйственные вопросы.

4. Автохозяйство Торгпредства

Автохозяйство в последние годы в ряде Торгпредств значительно увеличивается, главным образом, за счет автомобилей уполномоченных ВХВО и специалистов промышленности. Это порождает новую, очень беспокойную, но важную функцию Торгпредства – обеспечение нормального порядка эксплуатации автотранспорта.

Конечно, трудно изобрести такие правила, соблюдение которых исключало бы возможность нарушений вообще. Не будет нарушений, очевидно, в том случае, если нет правил. Жизнь подтверждает, что большая часть различных неприятностей возникает в связи с пользованием автомобилем, причем во внерабочее время. Следовательно, эту опасную зону и надлежит максимально обезвредить.

Лучшим. Наиболее действенным средством контроля использования автомашин во внерабочее время является их гаражирование при Торгпредстве. При этом приказом по Торгпредству определяется режим, предусматривающий:

— глобальное запрещение пользования служебными автомобилями во внерабочее время;
— в исключительных случаях — использование только с письменного разрешения руководства Торгпредства;
— обязанность водителя после парковки – сдать ключи от автомобиля дежурному по Торгпредству;
— в обязанности дежурного по Торгпредству входит

а) выдавать ключи от автомашин перед началом работ, а в исключительных случаях – по предъявлении письменного разрешения;
б) делать отметки в специальном журнале о времени прибытия и выезда автомашины;
в) фиксировать в журнале поступившие сведения о всех случаях нарушения установленных норм эксплуатации или происшествий; уведомлять руководство Торгпредства немедленно или с наступлением рабочего времени – в зависимости от характера события;

— обязанность одного из заместителей Торгпреда – обеспечивать строгий контроль за исполнением приказа.

Анализ отдельных автопроисшествий показывает, что наиболее типичной причиной их является следующее: перед отъездом в страну работник в быстром темпе обучается на автокурсах, сдает экзамен и получает водительские права – формальное разрешение на вождение, без достаточной практики в Союзе.

Результат немедленно сказывается: уже на первых порах имеет место нарушение правил дорожного движения различной степени серьезности. И, к сожалению, это – довольно часто встречающееся зло.

Тема, связанная с эксплуатацией автомашин, становится все актуальнее с ростом парка и усложнением условий вождения – увеличением интенсивности движения, особенностями езды за границей.

В целях профилактики нарушений приказом по Торгпредству создается группа специалистов (4 – 5 человек), знающих автодело; это как бы своя ГАИ на общественных началах, которая многие случаи делает «неподсудными» местным инспектирующим государственным органам. Это очень существенный момент.

На данную группу возлагается:

— контроль за квалификацией водителей: всякий вновь прибывающий в Торгпредство работник с правами автолюбителя в группа просит одного из советских профессиональных водителей оказать содействие в практике вождения;
— наблюдение за техническим состоянием автомобилей если та или иная машина не содержится в норме, группа вправе запретить ее дальнейшую эксплуатацию, сделав серьезное (устное или письменное предупреждение водителю);
— рассмотрение автопроисшествий (в необходимых случаях – с выездом а места событий): группа может предупредить или отстранить на определенный срок виновного советского работника от вождения; при более серьёзных нарушениях и последствиях — официально докладывает руководству Торгпредства для принятия административных мер;
— участие совместно с заведующим хозяйством и механиком в оформлении списания изношенного автотранспорта;
— участие в реализации списанных автомашин в рамках установленных правил.

Несколько лет работы в подобном формате доказали большую пользу от деятельности такого рода группы.

Видимо излишне особо доказывать целесообразность строительства гаража, поскольку совершенно ясно, что это — и сохранение автомобилей от атмосферных воздействий, и порядок эксплуатации, и возможность технического обслуживания своими силами (с участием водителей), и что это в значительной мере исключает возможность осуществления в ночное время провокаций со стороны недругов. При наличии в гаражах элементарного оборудования и смотровых ям ли гидроподъемников создаются благоприятные возможности проведения профилактических, ремонтных операций, что очень важно для повышения безопасности движения и экономии средств.

К вопросу вождения автомобиля самим Торгпредом (или его заместителями) следует сказать (если в данной стране из Министерства на то нет запрещения), что, садясь за руль в стране впервые, он берет на себя максимум ответственности, выступая своего рода эталоном. Потом все будет сразу соизмеряться, сопоставляться с ним – класс вождения, манера езды, пунктуальность соблюдения всех правил движения, отношение к машине и т.п. Все должно быть, естественно, в полном порядке с точки зрения водительских прав.

Короче, вопрос стоит только так – если практики во всем этом недостает, то её лучше дополучить дома; в противном случае он невероятно ослабит свои позиции в обеспечении должного порядка в автохозяйстве Торгпредства.

Хотелось бы высказать сою точку зрения (с позиции Торгпреда) о том, как следовало бы реализовывать списанные автомобили. Не может быть и речи в ряде стран об их продаже местным покупателям, т.к. в этом случае к назначенной цене прибавилась бы огромная сумма таможенного сбора.

Отправка списанных машин в Советский Союз не оправдана – возникают дополнительные расходы, связанные с подготовкой к отправке, упаковкой, транспортировкой. Гораздо более предпочтительной является (и, кажется, это – единственно правильное решение) реализация их на месте сотрудникам Торгпредства и специалистам промышленности. При правильной организации списания и реализация с участием специально созданной комиссии, включающей представителей общественности, не будет места для каких-либо злоупотреблений.

Торгпредом утверждается положение о реализации, главный смысл которого – порядок и мера поощрения. Так, нарушители в той или иной мере норм поведения лишаются возможности приобретения автомобиля в личное пользование, и это решение понятно всему коллективу.

Из материала П.А.ГРИТЧИНА «Некоторые вопросы организации работы советского загранаппарата», Москва, 1979 – 1981 г.г., с. 76- 79