Об установлении контактов с местными руководящими работниками в братских странах

Глава: Об установлении контактов с местными руководящими работниками в братских странах.

Общеизвестно, сколь велико значение внешней торговки стран-членов СЭВ с Советским Союзом для их экономики в целом, для многих отраслей и отдельных предприятий. Это относится, в частности, к импорту из Советского Союза производственного и энергосодержащего сырья. Материалов и полуфабрикатов, изделий по кооперационным связям, машин и оборудования, а также к экспорту готовой продукции. Иными словами, стала значительной и продолжает усиливаться привязанность основных промышленных предприятий к внешнеторговым связям.

Вследствие такого положения становятся новыми взгляды и отношение многих руководящих работников центральных и периферийных партийных и государственных органов к оперативным делам, связанным с поставками завозимых товаров для текущего снабжения производственных предприятий и сбытом готовой продукции.

Все это предопределяет возможность и необходимость взаимных связей Торгпреда с указанным кругом работников. Имеют место прямые обращения к Торгпреду за оказанием содействия, в частности, в связи с возникающими порой сбоями в поставках некоторых товаров с советской стороны, или вынужденные просьбы об ускорении поставок даже против контрактных сроков.

В подобных ситуациях Торгпред обязан, как правило, реагировать с повышенной оперативностью и результативностью, чтобы радикально исправлять состояние дел, устранять анормальности, используя все рычаги, включая нечастые, но мотивированные обращения непосредственно к Министру, а в соответствующих случаях — к руководителям советских министерств-поставщиков, Госснаба СССР и других органов.

В особо острых ситуациях об имевших место обращениях крупных руководителей к Торгпреду и принимаемых мерах следует незамедлительно проинформировать Посла.

С другой стороны, упомянутые обращения следует с тактом, а не по принципу «око за око» использовать для решения аналогичных вопросов в обратном направлении, если в том действительно требуется содействие Минвнешторгу и ВТО страны поставщика.

Со временем сфера подобного общения расширяется и углубляется, создавая реальные возможности для того, чтобы на высоком уровне в подходящий момент, в товарищеской дружественной обстановке заострять отдельные вопросы, мешающие в работе (среди них возможны и такие, которые не совсем удобно поднимать в официальной форме).

Круг таких работников становится широким, и этот канал превращается в довольно действенный рычаг, помогающий общему делу. Вопрос сводится к тому, как без назойливости, не девальвируя эту меру, не нарушая этики, действовать в данном направлении практически.

Чтобы не создавать ненужных официальных документов, эффективнее всего использовать личные встречи, приемы краткие телефонные разговоры с последующим направлением лаконичной справки по оперативным вопросам (без подписи и не на служебном бланке; адресат указывается на конверте).

Сношения с руководством периферийных органов, к которыми лично знаком и уже установлены хорошие деловые контакты – удобно и полезно осуществлять через телефонограммы без обращением в них «Уважаемый товарищ….» и подпись «С уважением….» (в обоих местах без указания официальных титулов).

Хочется еще раз подчеркнуть, что эти, на первый взгляд, простые формы сношений дают возможность быстро решать многие важные, в том числе довольно сложные оперативные дела.

Установлению и закреплению контактов с руководителями периферийных органов способствуют беседы с ними во время посещения предприятий –поставщиков, расположенных на подведомственны- им территориях, а равно и выступления перед партийно-хозяйственным активом округа с лекциями, докладами, например, на тему: «Состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей в свете решений партийных съездов…» (с иллюстрациями, выполненными в крупном плане, красочными графиками, диаграммами).

Подобные выступления, кстати, весьма полезны во многих отношениях для обеих сторон; они осуществляются либо в рамках плана работы Посольства, либо по просьбе упомянутых руководителей (в данном случае – по согласованию с послом). Положительно оценивают такое мероприятие руководители партии и правительства страны.

Выступления Торгпредов среди широкого круга партийно-хозяйственных работников (актива), безусловно, следует рассматривать как политически важное пропагандистское мероприятие, эффективное средство информирования о значимости советского экспорта для экономики соответствующей страны.

Эти сведения полезно дополняют порой очень скудные, скромные данные, доходящие до населения страны через средства массовой информации (местные прессу, радио, телевидение). Справедливости ради отметим, что это важно, и это нужно делать. Различные репортажи с предприятий-поставщиков посвящаются, главным образом, тому, что и как поставляется в СССР. Подобная однобокая информация может порождать совсем нежелательный перекос в представлении народа о взаимной выгоде внешней торговли с Советским Союзом. Разумеется, что отмеченные выступления Торгпреда отнюдь не единственное средство и возможность в этом чрезвычайно важном вопросе. Надо очень внимательно следить за «сбалансированностью» в подобной информации в стране; держать постоянную связь по этим делам с Посольством.

В отношениях с Минвнешторгом страны пребывания и его подразделениями, кроме обычных форм и методов, из практики работы следует отметить следующее:

— отправка в МВТ ежемесячно, не позднее 2 – 3 числа, справок о просрочках в поставке в Советский Союз основных товаров (в копии – Министерству-поставщику по его номенклатуре); эта пунктуальность создает и поддерживает требуемый накал оперативности работы и в Торгпредстве, и в указанных министерствах. Подобные справки высылаются иногда (по договоренности) заместителю председателя Совмина, ведающему делами внешней торговли, а иногда и в Госплан братской страны пребывания, когда, например, серьезные затруднения у поставщика возникают из-за задержек поставки материалов собственного производства. В отдельных случаях такие справки направляются секретарю ЦК партии, курирующему внешнеэкономические связи (в этом случае – по согласованию или с уведомлением Посла). Данные материалы оцениваются упомянутыми руководителями очень высоко за их оперативность и объективное содержание;
— периодические совместные рассмотрения состояния взаимопоставок у Министра внешней торговли страны с участием руководителей министерств-поставщиков;
— пародические совместно проводимые мероприятия партийных организаций Министерства внешней торговли и Торгпредства;
— то же самое — ВТО и Торгпредства.

Последние два мероприятия проводятся по согласованию с парткомом при Посольстве.

Установление правильных взаимоотношений с местными работниками определяет во многом успех дела, причем делается это с самого начала, так ка перестройка их – процесс, как известно, чрезвычайно сложный, а порой – мучительный.

Если не следует выдерживать излишне большую дистанцию, проявлять чрезмерную официальность, то также противопоказано, образно выражаясь, слишком просто класть руку на плечо партнера, т.е. недопустимо упрощение в деловых отношениях. Очевидно, придерживаться золотой середины – наиболее оптимальные вариант.

Нормальными атрибутами в общениях принято считать:

— обязательность;
— пунктуальность;
— солидность;
— внимание;
— вежливость и уважительную манеру разговоров.

Соблюдение их, безусловно, будет содействовать становлению правильных деловых контактов.

Из материала П.А.ГРИТЧИНА «Некоторые вопросы организации работы советского загранаппарата», Москва, 1979 – 1981 г.г., с. 84 — 87