07. В/О «АВТОЭКСПОРТ» — в память о первом председателе Объединения

В/О»АВТОЭКСПОРТ»  основан в 1956 году. Первым председателем Объединения был назначен Петр Александрович ГРИТЧИН. Он руководил Объединением более четырех лет.

Петр Александрович ГРИТЧИН во время командировки в Сирию. 1958 год.

Борьба за развитие экспорта машинотехнической продукции…

После возвращения из второй командировки в Австрию Петр Александрович ГРИТЧИН был назначен заместителем начальника Первого импортного управления МВТ СССР. На этом этапе деятельности  во Внешторге СССР ему приходилось больше заниматься импортными операциями  по весьма широкой номенклатуре товаров. Это была специфика послевоенного периода.

Страна оправлялась от жестоких потерь (людских и материальных) Второй мировой войны, восстанавливались заводы и фабрики, а в амбициозные планы советских руководителей входило соперничество «на равных» с производителями машиностроительной продукции из развитых капиталистических стран. Началась настоящая битва за внешние рынки, где нас никто не ждал и, более того,  все без исключения игроки   не желали нашего присутствия….

Далее приводится фрагмент из интервью  В.И.Воронцова, которое он дал дочери П.А.Гритчина и которое затрагивало  вопросы реорганизации деятельности внешнеэкономического блока в середине 60-х годов:

«В1956 (год уточнен — прим.ред.) году в МВТ была проведена реорганизация, после которой мы с Вашим Батей (П.А.Гритчиным — прим. ред.) шли  некоторое время «параллельным курсом». Это была исключительно эффективная реорганизация, направленная на развитие экспорта машинотехнической продукции (не в пример разрушительным трансформациям, сотрясавшим Министерство в  90-х годах). Было создано два экспортных главка в центральном аппарате Министерства: один —  по экспорту машин и оборудования, в этот куст входили вновь созданные В/О «Автоэкспорт», который возглавил Ваш Батя, В/О «Трактороэкспорт», В/О «Авиаэкспорт» и др.; а мое Объединение подчинялось другому главку, который курировал тяжелое машиностроение.

Душой реорганизации, идеологом и локомотивом всей дальнейшей работы за завоевание внешних рынков с целью структуризации экспорта СССР в пользу машинотехнической продукции был Николай Николаевич СМЕЛЯКОВ, заместитель Министра внешней торговли, бывший директор заводов в Коломне и Красное Сормово (Н. Новгород).

Эта плеяда руководителей знала промышленность, ее проблемы и чаяния не на словах, а на деле. Дел было невпроворот, но результаты нас сильно воодушевляли!….» (конец цитаты)

Эта борьба привела к «золотому времени» активного экспорта советских машин и  оборудования (1960 – 1980-е годы). Ключевыми фигурами здесь были Министр внешней торговли СССР Н.С.Патоличев, его заместитель Н.Н.Смеляков, Министр автомобильной промышленности А.М.Тарасов, Министр сельскохозяйственного машиностроения А.А.Ежевский, директора советских заводов и руководители передового «звена» экспортной работы – председатели всесоюзных объединений «Автоэкспорт», а  затем «Трактороэкспорт», «Авиаэкспорт» и  «Машиноэкспорт». Поначалу широкая номенклатура этих товаров была сосредоточена в В/О «Автоэкспорт», потом – по мере расширения объемов экспорта – она выделялась в отдельные внешнеторговые подразделения.

«Передовое звено» опиралось на отряд высокопрофессиональных внешнеторговых сотрудников – «академиков», т.е. тех, кто, имея высшее техническое образование, закончил Всесоюзную академию внешней торговли.    В сочетании с профессиональной юридической и рекламной поддержкой это была мощная сила. П.А.Гритчин был одной из ключевых фигур. Большое внимание уделялось контролю качества поставляемой на экспорт продукции, а потом —  во главу угла было поставлено и  её техническое обслуживание за рубежом. В ту пору это был один из огромных плюсов централизации работы на внешних рынках.

С назначением на должность первого председателя вновь созданного В/О«Автоэкспорт»,  а затем и председателем В/О «Трактороэкспорт» у П.А.ГРИТЧИНА начинается  новый этап его внешнеторговой деятельности — на экспортном направлении, да еще по его основной специальности «инженера-маханика» (окончил  в 1938 г. Саратовский автодорожный институт).  Петр Александрович писал, что вся его «душа пропитана машинным маслом». Поведенческая харизма, глубокое знание предмета (как техники, так и коммерции), свободное владение немецким языком позволили ему  добиваться успеха на вверенных ему участках работы, причем с ощутимым для страны результатом. Об этом свидетельствует сухой и беспристрастный язык внешнеторговой статистики.

Вот как тема   «Качество экспортной продукции»  освещается в опубликованном источнике об истории МВТ СССР…

… Функции по выработке стандартов, условий сортировки и упаковки для традиционных товаров (в основном сырьевых) российского экспорта были возложены еще в 1923 году на Народный комиссариат внешней торговли. Но с тех пор коренным образом изменился характер и сложность продукции, неизмеримо возросли требования к качественным характеристикам, ускорились жизненный цикл машинотехнических товаров и появление новых моделей.

Заслуга Н.С.Патоличева состояла в том, что под его руководством была создана разветвлённая система контроля за качеством товаров, являющихся предметом внешнеторговых сделок, что положительно сказалось не только на повышении технического уровня изделий и качестве их изготовления, но и на производственной культуре в целом….

… Активная работа по повышению качества велась и в теории. и в образовании, и главное – на практике… Это было «золотое время» активного экспорта советского оборудования (1960 – 1980-е годы), когда в отдельные периоды ежегодно вывозилось  по 250 тыс. легковых и 35 тыс. грузовых автомобилей,*) около 100 самолетов и 150 вертолетов,  более 200 электровозов и тепловозов, 4 тыс. комбайнов, около 1 млн. бытовых холодильников, 1 млн. велосипедов,  около 200 млн. бытовых часов, свыше 800 тыс. фотоаппаратов, более 350 тыс. стиральных машин, более 800 тыс. телевизоров, 1,2 млн. радиоприёмников.

Государственная инспекция по качеству Минвнешторга СССР  стала по существу координирующим центром, поскольку работа велась не в режиме всесоюзного ОТК, а в нахождении мер по повышению качественных характеристик…

… Кроме того, регулярно в порядке сотрудничества с Госстандартом СССР, ТПП СССР, ГИТУ МВТ и Госинспекция принимали участие во всех международных симпозиумах и встречах по вопросам качества. Что было важно для сближения нашей готовой продукции с международными параметрами качества и стандарта…

… В годы перестройки и разрушения государственности страна быстро утратила свои позиции на рынках машинотехнической продукции. Ломать – не строить…

 Источник информации: Книга В.Л.Малькевича, И.Л.Митрофанова, А.С.Иванова, «Внешняя торговля СССР при Н.С.Патоличеве (1958 – 1985 годы)»,  М.: Общество сохранения литературного наследия, 2010, с. 131

___________

*) Жирным шрифтом выделены товарные позиции, к экспорту которых в указанный период времени П.А.Гритчин имел  прямое или косвенное  отношение, будучи Первым председателем В/О «Автоэкспорт», председателем В/О «Трактороэкспорт», Торговым представителем в ФРГ и в Народной Республике Болгарии (шрифтовые выделения и прим. Ред.).

 

 

На демонстрации 7 ноября 1957 года. П.А.Гритчин - крайний справа.
На демонстрации 7 ноября 1957 года. П.А.Гритчин — крайний справа.
В командировку в Польшу. П.А.Гритчин — второй справа.
Во время пребывания в Финляндии. П.А.Гритчин - в центре.
Во время пребывания в Финляндии. П.А.Гритчин — в центре.
Собрание партийно-хозяйственного актива Объединения. События 1956-59г.г.
Собрание партийно-хозяйственного актива Объединения. События 1956-59г.г.
Выступление на партийной конференции в Актовом зале МВТ СССР. События 1956-59г.г.
Выступление на партийной конференции в Актовом зале МВТ СССР. События 1956-59г.г.
В командировке в Исландии. П.А.Гритчин - крайний справа.
В командировке в Исландии. П.А.Гритчин — крайний справа.
Вручение орденов и медалей СССР. 1958г. На фото - в центре сидят А.И.Микоян и Н.С.ПАтоличев., во втором ряду стоит в центре П.А.Гритчин. Орден "Знак почета" ему вручен за большие достижения в работе В/О "Автоэкспорт".
Вручение орденов и медалей СССР группе сотрудников МВТ СССР и ТПП СССР. 1958г. На фото — в центре сидят А.И.Микоян и Н.С.Патоличев., во втором ряду стоит в центре П.А.Гритчин. Орден «Знак почета» ему вручен за большие достижения в работе В/О «Автоэкспорт».

Фотоматериалы тех лет, касающиеся работы П.А.Гритчина  руководителем  В/О «Автоэкспорт», включают  также  подборку фотографий по командировке в Сирию, работе в составе советских делегаций. Сохранились   материалы, посвященные жизни и деятельности А.М.Тарасова.

Командировка в Сирию. 1958 год.

Командировка в Египет. 1958 год.

К вопросу о качестве экспортной  продукции

Идеологом борьбы за качество экспортной машинотехнической продукции и продвижения советской техники за рубежом  был заместитель Министра внешней торговли Н.Н.Смеляков, проработавший в системе  Минвнешторга СССР с 1959 по 1987 год.

Здесь приводится несколько фрагментов  из  мемуаров заместителя Министра внешней торговли СССР Николая Николаевича СМЕЛЯКОВА:

…«Успех экспорта такого товара, как машины и оборудование, зависит от многих факторов. Главный из них – конкурентоспособность на мировом рынке.

…Вряд ли кто сегодня может отрицать, что конкурентоспособность в известном смысле отражает не только промышленную, но и общую культуру страны-поставщика, уровень развития её экономики, науки и техники, социальную структуру страны и даже историю.

Подлинная проверка боеспособности армии, как известно, производится только на войне, а не  на маневрах при инспектировании. Конкурентоспособность промышленной армии оценивается главным образом на мировом рынке. А не на ярмарках, выставках или внутреннем рынке.

Мировой рынок не менее беспощаден, нежели война. Война не интересуется, сколько отличников боевой  и политической подготовки было в воинской части по отметкам командира, в конечном счете война даст оценку в боях. Мировому рынку нет дела до того, сколько и какие мероприятия провели в промышленности, скольким изделиям присвоили Знак качества, сколько внедрили новых стандартов. Мерилом конкурентоспособности товара является результат борьбы на арене международного рынка.

Продолжая  эту аналогию, можно сказать, что, как во время войны требовалась непрерывная и быстрая перестройка промышленности на новые и более совершенные виды вооружения, необходимые фронту, так и в мирное время (условно, конечно) по отношению к гражданской продукции требования мирового рынка возрастают с той же  стремительностью и жестокостью. Никакой пощады, никакой скидки на пролетарское происхождение, на изнурительные войны, навязанные нам капитализмом, на тяжелое наследство, которое досталось от царской России, не будет сделано на мировом торжище….».

Источник: Н.Н.Смеляков, «Уроки жизни (воспоминания)», Москва, Издательство политической литературы, 1988 год, с 177

*   *   *

Во время пребывания в Америке «я  знал гигантский литейный завод фирмы «Катерпиллер», производящий несколько меньше тонн литья в год  (чем новый завод Форда – прим. ред.). Но он был построен раньше. Такие предприятия создаются не для того, чтобы кого-то удивлять. Специализация,  оснащение производства нужны для повышения своих возможностей как экспортеров на мировом рынке. Таким образом, вкладывая  огромные средства в научно-технические и опытно-конструкторские  работы, а также  собственно в производство, американцы успешно выступают на мировом рынке. Пока их превосходство над Западной Европой по ряду видов продукции очевидно…»

Источник: Н.Н.Смеляков, «Уроки жизни (воспоминания)», Москва, Издательство политической литературы, 1988 год, с 179

*   *   *

«… Материальная  и административная ответственность за экспортные поставки и многое другое делают экспорт в наших условиях мало популярным. Трудно вспомнить, чтобы кто-нибудь из директоров завода сделал предложение о дополнительной сверхплановой поставке на экспорт автомобилей, тракторов, металлорежущих станков или других машин, пользующихся спросом на внешнем рынке….

…В целом мало что изменилось и в 80-е годы…

…Продуцент, как правило, не отвечает за техническое обслуживание машин. Он отстранен его же собственными стараниями от самого существенного содержания производственной деятельности, имя которому – техническое обслуживание со всем его сложный внутренним составом: снабжение запасными частями. Диагностика и ремонт повреждений, обучение кадров, издание технических руководств, каталогов запасных частей, оборудование учебных классов, инспекция условий эксплуатации машин, устройство сервисных станций и т.д. и т.п.

Я уже использовал однажды (в книге «Деловая Америка») сравнение  практики технического обслуживания машин и оборудования с поведением кукушки, которая кладет свои яйца в чужие гнезда, спихивая заботу о своем  потомстве другим птицам. Ряд работников промышленности не согласился с этим, а некоторые даже обиделись на автора книги. Третьи просто не поняли главной мысли. состоящей в том, что за свою продукцию, за своё детище должны отвечать и заботиться о нём его создатели не только во время продажи, но и после того, как машина уйдет к покупателю…

… Любой инженер понимает, что техническое обслуживание – не только средство ухода за машиной и поддержания её жизнедеятельности, но и способ изучения  слабых и сильных сторон машин и оборудования. Улучшения их конструкции и технологии…»

Источник: Н.Н.Смеляков, «Уроки жизни (воспоминания)», Москва, Издательство политической литературы, 1988 год, с 180 — 181

                                                                                            *   *   *

«…Общеизвестно, что технического обслуживания не требуется при продаже сырья, продовольствия и полуфабрикатов. И это не нуждается в особых разъяснениях. Но повторять прописные истины о необходимости технического обслуживания, к сожалению, приходится. Вот некоторые из них:

— если хочешь быть экспортером машин, будь им, но прежде организуй техническое обслуживание;

— выигрывает на рынке тот, кто  имеет к моменту продажи машины комплекс служб технического сервиса;

— на рынке побеждает тот, кто сумел опередить своего конкурента по организации технического обслуживания;

— нет ничего более вредного для дела, чем экспортеру, продавшему машину, не позаботиться о запасных частях к ней;

— успех заключается в количестве не проданных, а находящихся у покупателя исправных машин;

— склад запасных частей без наличия оных уподобляется  незаряженному ружью;

— три дела, однажды начавши, — проектирование машины, её производство и продажу – трудно считать разумными, если не позаботиться о запасных частях к ней;

— изготовив лишнюю запасную часть, не пользующуюся сегодня большим спросом, ты не сделал большой ошибки, так как эта запасная часть может потребоваться завтра. Не выполнив срочного заказа на поставку необходимой запасной детали, ты совершил по крайней мере ошибку, если не хуже…»

Источник: Н.Н.Смеляков, «Уроки жизни (воспоминания)», Москва, Издательство политической литературы, 1988 год, с 181 — 182

                                                                                     *   *   *

Кисловодск. 1956 год.

В этот  же период П.А.ГРИТЧИН с супругой М.С.Куприяновой-Гритчиной отдыхали в Кисловодске. Кипучая энергия Петра Александровича привела к тому, что он стал иметь отношение к строительству гостиницы «Интурист» в Кисловодске. Этот эпизод описан в воспоминаниях О.А.Хрулькевича.