09. В/О «ТРАКТОРОЭКСПОРТ». События 1966-71г.г.

В эти годы председателем В/О «Трактороэкспорт» был Петр Александрович ГРИТЧИН.

Пётр Александрович ГРИТЧИН
Пётр Александрович ГРИТЧИН

Фото сделано в 1967 году.

 Переговоры, командировки…. События 1967-71г.г. Затем — строительство Технического центра В/О «Трактороэкспорт» в НРБ,  это — события 1975-77 г.г.

В эти годы состоялись поездки во Францию, Италию, ЧССР, Польшу,  Ираке, Англии…  Росли продажи тракторов и сельхозтехники… По предложению Петра Александровича, в Финляндии на базе радиаторного завода  была создана фирма «Конела» по продаже советских тракторов и сельхозмашин. На основе ее опыта в дальнейшем за рубежом создавались и другие  внешнеторговые общества.

Создавались опорные точки для обслуживания советской техники за рубежом. Началось строительство технических центров  по обслуживанию советской техники за рубежом. Пионером в этом важнейшем вопросе стала Народная Республика Болгарии, где П.А. Гритчин работал Торгпредом СССР. Родное Объединение всегда было в поле зрения…При  активном участии Петра Александровича было создано   18 внешнеторговых обществ  в ведущих странах мира, а также 12 технических центров в социалистических странах.

 

Финляндия. Посещение заводов «Валмет» в Тампере.  Советскую делегацию возглавляет Первый заместитель Министра внешней торговли СССР Иван Федорович Семичастнов. 1969 год.

 

Статья П.А.Гритчина «Надежные пути расширения внешнеторговых операций» (1981 год)

                                                                                         «Поскольку душа моя вся «пропитана»

                                                                                          машинным маслом, я трижды обращался

                                                                                           в высшие партийные органы с личными

                                                                                          письмами по самому острому, на мой взгляд, вопросу –                                                                                        экспорт машин и оборудования (включая,  

   естественно,    проблему запчастей)…»

                                   П.А.Гритчин,

Бывший председатель

В/О «Трактороэкспорт»

       14 января 1981 года

 

Машины и оборудование номенклатуры В/О «Трактороэкспорт» приходят на новый для поставщика рынок в значительных количествах, как правило, в случаях, когда:

— та или иная страна-импортер переходит к прогрессивному социально-экономическому укладу, означающему начало перспективного процесса  перестройки сельского хозяйства, сооружения оросительных и транспортных каналов, строительства дорог, аэродромов, создания индустриальных центров и жилых массивов;

— страна или фирма-импортер начинает отдавать предпочтение новому поставщику взамен прежнего.

Таким образом, главными торговыми партнерами В/О«Трактороэкспорт» были, есть и будут, во-первых, страны-члены СЭВ и другие социалистические страны, с большинством из которых взаимные поставки осуществляются, в основном,  в рамках межправительственных соглашений, предусматривающих постоянно совершенствующийся и углубляющийся  процесс интеграции, координации народнохозяйственных планов, включающих специализацию и кооперирование производства; во-вторых,  все большее место  занимают развивающиеся страны на всех континентах земного шара; в третьих, значительный ряд развитых капиталистических стран.

Вне зависимости от направления развития и ёмкости рынка потенциального внешнеторгового партнера основу взаимоотношений составляет полное и последовательное  использование объективных возможностей, заложенных в самой сути  внешнеэкономических отношений нашего государства и, в частности,  взаимное уважение, стабильность и надежность связей, взаимная выгода.

Наши отношения с покупателями базируются  на понимании взаимной  «со-ответственности»  поставщика и покупателя  за нормальную и эффективную эксплуатацию техники в течение всего срока ее службы.

Надежным фундаментом отношений с иностранными  покупателями  является  постоянно возрастающий производственный и экспортный потенциал нашей страны.

Показателем высокого технического уровня и качества поставляемых машин и оборудования является тот непреложный факт, что основная доля производимой техники потребляется внутри страны – при условии ее строгого соответствия государственным стандартам  и требованиям контроля в отношении конструкций, технологии и качества используемых сырья и материалов.

Во всех случаях практической деятельности В/О «Трактороэкспорт» и его фирм исходным  является процесс всестороннего  ознакомления потенциальных покупателей с возможностями и достоинствами той или иной машины в различных условиях эксплуатации и на специфических видах работ. Иными словами, показ и демонстрация техники, предоставление всевозможных консультаций как в Союзе, так  и на международных выставках и специализированных салонах – непреложное правило в работе Объединения.

Один из конкретных примеров касается установления  более тесных торгово-экономических отношений с Ираком. Заключению крупного контракта предшествовала, естественно,  большая подготовительная работа. *) Нашу страну неоднократно посещали различные специалисты Ирака, а на заключительной стадии прибыла представительная делегация во главе с министром земельной реформы. Ей были показаны различные районы нашей страны:

— Эстонская ССР: гости ознакомились  с заводом-изготовителем землеройной техники и с  использованием ее на строительстве ирригационных систем;

— степные просторы Кубани:  изучалось комплексное применение различной сельхозтехники, а в гор. Ростове-на-Дону гости посетили известный в мире завод по производству зерноуборочных комбайнов «Ростсельмаш»;

— Узбекская ССР: глубокое впечатление на делегацию произвела  грандиозная стройка, связанная с освоением Голодной степи. После продолжительного следования через еще дремлющую часть степи, но уже опутанную сетью железных дорог, линиями электропередач, взору гостей, как в сказке, предстали крупные с кипучей работой днем и ночью объекты по созданию оросительных каналов, дренажных сооружений, планировок посевных площадей. А несколько позже мы достигли уже  освоенную, обжитую территорию с обильными урожаями хлопка, зерновых культур, садов и бахчей. В Ташкенте гостям была предоставлена возможность ознакомиться  с заводом по производству хлопкоуборочных комбайнов и посетить выставке достижений народного хозяйства Узбекской ССР. В заключение имела место деловая встреча иракской делегации с руководителями республики, в ходе которой были даны исчерпывающие ответы на все поставленные гостями вопросы…

Спустя несколько недель в  Багдаде наступила завершающая часть – коммерческие переговоры. Мы знали (и от нас это не скрывал тогда еще потенциальный крупный покупатель), что иракская сторона  имеет конкурентные предложения. Но это не оказывало на нас отрицательного воздействия. Мы подробно, по-деловому, спокойно и взвешенно излагали наши условии, не вдаваясь, однако,   в излишне глубокие дискуссии о действительной, долгосрочной  и принципиальной выгоде партнерства с нами, оставляя это для размышлений и на решение самого покупателя. Нет необходимости умалчивать, что переговоры были длительными, в целом, нелегкими для обеих сторон, но зато были обстоятельно изучены, проработаны все аспекты предстоящего сотрудничества.

И сейчас, много лет спустя, я с удовлетворением вспоминаю усилия большого коллектива сотрудников министерства, этап проведения подготовительной работы и переговоров, большой контракт, а главное – последующее сотрудничество в интересах обеих сторон.

Здесь, видимо, к месту будет остановиться еще на одном важном аспекте в нашей работе, а именно, на том, что им является не сговор за спиной покупателя, не раздел рынков, а действительно честная конкурентная борьба. Еще на этапе становления В/О «Трактороэкспорт» во время одной из встреч в Москве с делегацией представителей деловых кругов США, с присущей американцам деловитостью, один из гостей изложил мне свои соображения о дальнейшем выступлении на рынке тракторов, а точнее говоря, это было предложение о разделе рынков. После этого мною было сказано дословно следующее:  «В прошлом водитель трактора «Джон Дир» имеет серьезные намерения в ближайшем будущем подвинуть Вас на рынке тракторов».

Собеседник, видимо, никак не мог понять, о чем идет речь (хотя в качестве переводчика был работник Объединения, прекрасно знавший английский язык), и вопрошающе посмотрел на рядом стоявшего советника американского посольства, хорошо говорившего по-русски; последнему ничего не оставалось, конечно, как подтвердить правильность перевода. На последовавший затем вопрос гостя: «Кто этот бывший тракторист?» я не без улыбки, показав на себя, сказал: «Ваш знакомый, ныне председатель В/О«Трактороэкспорт». И далее, не торопясь, для большей убедительности дал ясный ответ моему собеседнику – владельцу фирмы «Джон Дир». В нем была суть принципиальной линии В/О «Трактороэкспорт».

Несколько затянувшееся мемуарное изложение этого диалога потому и хотелось привести, что это – не рекламный прием, а, по сути дела,  описание факта из нашей практической работы, и в этом, кажется, — его интерес для покупателя.

И, наконец, хотя бы немного следует сказать еще о значении для обоих партнеров правильной организации техобслуживания и ремонта машин.

С нашей стороны силами специалистов промышленности, сельского хозяйства, строительных организаций в этом плане постоянно оказывается действенная помощь.

Это же относится и к очень важному участку – подготовке кадров механизаторов как в стране импортера, так и в нашей стране – в специально созданных учебных заведениях. Трудно переоценить важность создания самых современных Технических центров содействия правильной организации обслуживания и ремонта в стране крупного импортера. Одним из таких ценнейших опорных пунктов является Технический центр, созданный в Народной Республике Болгарии*), где многие представители страны импортера выражали своё удовлетворение и благодарность.

Все изложенные положения заложены буквально во все сферы деятельности В/О «Трактороэкспорт». И каждому, видимо, ясно и понятно, что многие из перечисленных мероприятий связаны с расходованием огромных средств, и на это мы шли и идем, что является лишним подтверждением перспективности и серьезности наших планов. Объединение пользуется заслуженным авторитетом и уважением со стороны покупателей, без чего немыслим рост, которого за относительно короткий срок достиг поставщик с мировым именем, каким является теперь В/О «Тракторэкспорт».

Глубокое взаимопонимание и отличное деловое сотрудничество, присущее В/О «Трактороэкспорт» и заслуживающим благодарности соответствующим отраслям промышленности – является надежным залогом дальнейших успехов в деле расширения внешнеторговых связей.

У В/О «Трактороэкспорт» есть, чем  торговать, есть  кому торговать и есть кому покупать. Перспектива завидная.

Счастливого тебе пути, Юбиляр!

 

П. Гритчин, 14.01.1981

_______________________________________

*) Поскольку с Советской стороны в поставках должны были участвовать (с учетом большой программы закупок) восемь Всесоюзных объединений, Иракская стороны выразила пожелание о работе через «одно окно»; поэтому руководство МВТ функцию головного объединения возложило на В/О «Трактороэкспорт», где автор этих строк был в тот период Председателем.

*) В соответствии с двухсторонним соглашением аналогичный Технический центр НРБ был создан в СССР, поскольку он является крупнейшим импортером производимых в Болгарии машин и оборудования.

Примечание редактора: У нас нет подтверждений того, что эта статья была опубликована в газете «Известия». Отдавая должное  опыту и прозорливости П.А.Гритчина, публикуем ее впервые в 2017 году — в год 105-летия со дня рождения автора.

Развитие отношений с Ираком. 1970 год

Важное место в биографии П.А.ГРИТЧИНА занимает развитие внешнеэкономических связей со странами Ближнего Востока. В 1970 г. состоялась крупнейшая сделка с Ираком по линии руководимого им Всесоюзного объединения «Трактороэкспорт». Фотографии, которые отобрал из этой серии Петр Александрович, показывают самобытный уклад в этой стране, традиции и некоторые  культурные обычаи. Этому предшествовала поездка Министра аграрной реформы    Ирака Изаат Ибрагим Ад-Дури по СССР. Сопровождал Министра в этой поездке  по стране П.А.ГРИТЧИН. В статье П.А.Гритчина, направленную  в газету «Известия» в 1981 г.(см. выше),  описаны некоторые аспекты подготовки и проведения этой сделки. Далее — фотоматериалы по этой теме.

Поездка с делегацией Ирака по СССР — посещение заводов тракторного и сельхозмашиностроения,  переговоры с руководством, осмотр техники.

Командировки в Ирак. Обе — в 1970 году.

КАЧЕСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ

Идеологом борьбы за качество экспортной машинотехнической продукции и продвижения советской техники за рубежом  был заместитель Министра внешней торговли Н.Н.Смеляков, проработавший в системе  Минвнешторга СССР с 1959 по 1987 год.

Здесь приводится несколько фрагментов  из  мемуаров заместителя Министра внешней торговли СССР Николая Николаевича СМЕЛЯКОВА:

…«Успех экспорта такого товара, как машины и оборудование, зависит от многих факторов. Главный из них – конкурентоспособность на мировом рынке.

…Вряд ли кто сегодня может отрицать, что конкурентоспособность в известном смысле отражает не только промышленную, но и общую культуру страны-поставщика, уровень развития её экономики, науки и техники, социальную структуру страны и даже историю.

Подлинная проверка боеспособности армии, как известно, производится только на войне, а не  на маневрах при инспектировании. Конкурентоспособность промышленной армии оценивается главным образом на мировом рынке. А не на ярмарках, выставках или внутреннем рынке.

Мировой рынок не менее беспощаден, нежели война. Война не интересуется, сколько отличников боевой  и политической подготовки было в воинской части по отметкам командира, в конечном счете война даст оценку в боях. Мировому рынку нет дела до того, сколько и какие мероприятия провели в промышленности, скольким изделиям присвоили Знак качества, сколько внедрили новых стандартов. Мерилом конкурентоспособности товара является результат борьбы на арене международного рынка.

Продолжая  эту аналогию, можно сказать, что, как во время войны требовалась непрерывная и быстрая перестройка промышленности на новые и более совершенные виды вооружения, необходимые фронту, так и в мирное время (условно, конечно) по отношению к гражданской продукции требования мирового рынка возрастают с той же  стремительностью и жестокостью. Никакой пощады, никакой скидки на пролетарское происхождение, на изнурительные войны, навязанные нам капитализмом, на тяжелое наследство, которое досталось от царской России, не будет сделано на мировом торжище….».

Источник: Н.Н.Смеляков, «Уроки жизни (воспоминания)», Москва, Издательство политической литературы, 1988 год, с 177

*   *   *

Во время пребывания в Америке «я  знал гигантский литейный завод фирмы «Катерпиллер», производящий несколько меньше тонн литья в год  (чем новый завод Форда – прим. ред.). Но он был построен раньше. Такие предприятия создаются не для того, чтобы кого-то удивлять. Специализация,  оснащение производства нужны для повышения своих возможностей как экспортеров на мировом рынке. Таким образом, вкладывая  огромные средства в научно-технические и опытно-конструкторские  работы, а также  собственно в производство, американцы успешно выступают на мировом рынке. Пока их превосходство над Западной Европой по ряду видов продукции очевидно…»

Источник: Н.Н.Смеляков, «Уроки жизни (воспоминания)», Москва, Издательство политической литературы, 1988 год, с 179

*   *   *

«… Материальная  и административная ответственность за экспортные поставки и многое другое делают экспорт в наших условиях мало популярным. Трудно вспомнить, чтобы кто-нибудь из директоров завода сделал предложение о дополнительной сверхплановой поставке на экспорт автомобилей, тракторов, металлорежущих станков или других машин, пользующихся спросом на внешнем рынке….

…В целом мало что изменилось и в 80-е годы…

…Продуцент, как правило, не отвечает за техническое обслуживание машин. Он отстранен его же собственными стараниями от самого существенного содержания производственной деятельности, имя которому – техническое обслуживание со всем его сложный внутренним составом: снабжение запасными частями. Диагностика и ремонт повреждений, обучение кадров, издание технических руководств, каталогов запасных частей, оборудование учебных классов, инспекция условий эксплуатации машин, устройство сервисных станций и т.д. и т.п.

Я уже использовал однажды (в книге «Деловая Америка») сравнение  практики технического обслуживания машин и оборудования с поведением кукушки, которая кладет свои яйца в чужие гнезда, спихивая заботу о своем  потомстве другим птицам. Ряд работников промышленности не согласился с этим, а некоторые даже обиделись на автора книги. Третьи просто не поняли главной мысли. состоящей в том, что за свою продукцию, за своё детище должны отвечать и заботиться о нём его создатели не только во время продажи, но и после того, как машина уйдет к покупателю…

… Любой инженер понимает, что техническое обслуживание – не только средство ухода за машиной и поддержания её жизнедеятельности, но и способ изучения  слабых и сильных сторон машин и оборудования. Улучшения их конструкции и технологии…»

Источник: Н.Н.Смеляков, «Уроки жизни (воспоминания)», Москва, Издательство политической литературы, 1988 год, с 180 — 181

                                                                                            *   *   *

«…Общеизвестно, что технического обслуживания не требуется при продаже сырья, продовольствия и полуфабрикатов. И это не нуждается в особых разъяснениях. Но повторять прописные истины о необходимости технического обслуживания, к сожалению, приходится. Вот некоторые из них:

— если хочешь быть экспортером машин, будь им, но прежде организуй техническое обслуживание;

— выигрывает на рынке тот, кто  имеет к моменту продажи машины комплекс служб технического сервиса;

— на рынке побеждает тот, кто сумел опередить своего конкурента по организации технического обслуживания;

— нет ничего более вредного для дела, чем экспортеру, продавшему машину, не позаботиться о запасных частях к ней;

— успех заключается в количестве не проданных, а находящихся у покупателя исправных машин;

— склад запасных частей без наличия оных уподобляется  незаряженному ружью;

— три дела, однажды начавши, — проектирование машины, её производство и продажу – трудно считать разумными, если не позаботиться о запасных частях к ней;

— изготовив лишнюю запасную часть, не пользующуюся сегодня большим спросом, ты не сделал большой ошибки, так как эта запасная часть может потребоваться завтра. Не выполнив срочного заказа на поставку необходимой запасной детали, ты совершил по крайней мере ошибку, если не хуже…»

Источник: Н.Н.Смеляков, «Уроки жизни (воспоминания)», Москва, Издательство политической литературы, 1988 год, с 181 — 182

*    *    *

Вот как тема   «Качество экспортной продукции»  освещается в опубликованном источнике об истории МВТ СССР —  «Внешняя торговля СССР при Н.С.Патоличеве (1958 – 1985 годы)»

… Функции по выработке стандартов, условий сортировки и упаковки для традиционных товаров (в основном сырьевых) российского экспорта были возложены еще в 1923 году на Народный комиссариат внешней торговли. Но с тех пор коренным образом изменился характер и сложность продукции, неизмеримо возросли требования к качественным характеристикам, ускорились жизненный цикл машинотехнических товаров и появление новых моделей.

Заслуга Н.С.Патоличева состояла в том, что под его руководством была создана разветвлённая система контроля за качеством товаров, являющихся предметом внешнеторговых сделок, что положительно сказалось не только на повышении технического уровня изделий и качестве их изготовления, но и на производственной культуре в целом….

… Активная работа по повышению качества велась и в теории. и в образовании, и главное – на практике… Это было «золотое время» активного экспорта советского оборудования (1960 – 1980-е годы), когда в отдельные периоды ежегодно вывозилось  по 250 тыс. легковых и 35 тыс. грузовых автомобилей,*) около 100 самолетов и 150 вертолетов,  более 200 электровозов и тепловозов, 4 тыс. комбайнов, около 1 млн. бытовых холодильников, 1 млн. велосипедов,  около 200 млн. бытовых часов, свыше 800 тыс. фотоаппаратов, более 350 тыс. стиральных машин, более 800 тыс. телевизоров, 1,2 млн. радиоприёмников.

Государственная инспекция по качеству Минвнешторга СССР  стала по существу координирующим центром, поскольку работа велась не в режиме всесоюзного ОТК, а в нахождении мер по повышению качественных характеристик…

… Кроме того, регулярно в порядке сотрудничества с Госстандартом СССР, ТПП СССР, ГИТУ МВТ и Госинспекция принимали участие во всех международных симпозиумах и встречах по вопросам качества. Что было важно для сближения нашей готовой продукции с международными параметрами качества и стандарта…

… В годы перестройки и разрушения государственности страна быстро утратила свои позиции на рынках машинотехнической продукции. Ломать – не строить…

 Источник информации: Книга В.Л.Малькевича, И.Л.Митрофанова, А.С.Иванова, «Внешняя торговля СССР при Н.С.Патоличеве (1958 – 1985 годы)»,  М.: Общество сохранения литературного наследия, 2010, с. 131

___________

*) Жирным шрифтом выделены товарные позиции, к экспорту которых в указанный период времени П.А.Гритчин имел  прямое или косвенное  отношение, будучи Первым председателем В/О «Автоэкспорт», председателем В/О «Трактороэкспорт», Торговым представителем в ФРГ и в Народной Республике Болгарии (шрифтовые выделения и прим. Ред.).

*   *   *

Юбилейные даты В/О «Трактороэкспорт»

К 10-летию со дня создания В/О «Трактороэкспорт» — 1971 год

 

10 лет на мировом рынке

 

П.А. Гритчин,

председатель  В/О «Трактороэкспорт»

В июне 1971 года  нашему объединению исполнилось 10 лет. К тому времени  у нас установились хорошие деловые связи с партнерами из 62 стран, в три раза увеличился товарооборот. «Трактороэкспорт»   стал одним из крупнейших в мире экспортеров тракторов, сельскохозяйственных и дорожно-строительных машин.

Особенно популярными  у зарубежных покупателей  тогда были тракторы «Беларусь» МТЗ -50 и МТЗ-52 «Супер», поставлявшиеся в 40 стран. Хорошим спросом пользовались также  220- сильный  К-700  и гусеничные модели Т-54В, ДТ-75, ТДТ-40М и ТДТ-55.

Успешно работали на полях  всех континентов советские зерноуборочные комбайны, плуги, бороны, культиваторы, сеялки и другая сельскохозяйственная техника.

Покупатели неоднократно отмечали  высокую эффективность и рентабельность наших дорожно-строительных машин.

Основными торговыми партнерами «Трактороэкспорта», как и сегодня, были внешнеторговые организации социалистических стран, с большинством из которых взаимные поставки осуществлялись в рамках межправительственных соглашений. На их долю приходилось примерно три четверти нашего товарооборота.

Растущим спросом пользовались наши товары и в промышленно развитых капиталистических  и  развивающихся странах – Франции, Голландии, Италии, Финляндии, Индии, Пакистане, Сирии и многих других.

Для многих наших покупателей было важно то, что, вступая с нами в коммерческие отношения, они имели возможность не только приобрести необходимые машины, но и изучить передовой советский  опыт.   Например, освоение в крупных масштабах пустынных земель, создание мощных систем ирригации и мелиорации.

В 1971 году за границей эксплуатировался  гигантский парк машин, поставленных нашим объединением – свыше 220 тыс.  тракторов, десятки тысяч дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и орудий. Естественно, что наряду с ростом поставок  мы вместе с нашими зарубежными   партнерами все большее внимание уделяли развитию  эффективной системы  обеспечения  их надежной работы.  К 1971 г. в странах-покупателях  техническим обслуживанием советских тракторов занимались свыше  двух тысяч станций, были обучены десятки тысяч иностранных водителей и механиков.

Эта работа, разумеется, требовала больших расходов, однако, «Трактороэкспорт» шел на них без малейших колебаний, что являлось лучшим свидетельством перспективности и серьезности его планов и одной из главных причин того уважения и доверия, которыми он всегда пользовался у зарубежных партнеров.

Фирменный журнал В/О «Трактороэкспорт», 2 (36), 1981, стр. 2-3

К 20-летию со дня создания В/О «Трактороэкспорт» — 1981 год и далее…

Италия, 1968 год

Серия фотографий из альбома деловой поездки по Италии, посвященная посещению Венеции, характеризует Петра Александровича как человека, живо интересующегося  культурой и национальными реликвиями стран – деловых партнеров.  Когда удается выкроить из плотного рабочего графика хоть полдня, тогда для Петра Александровича и его семьи  в подарок — такие незабываемые кадры! Это был апрель 1968 года…